Поскольку результаты ЕГЭ отныне нужны для поступления во все столичные вузы, кроме МГУ, ясно, что от русского не отвертишься.
С одной стороны, ничего страшного - до экзаменов ещё больше полугода. А с другой - как готовится, если в 11-м классе на русский отведён лшь один урок в неделю? Единственное, что остаётся учителю, - раздать образцы ЕГЭ прошлых лет: возьмите, мол, учебники за предыдущие классы, тренируйтесь - и всё получится!
Скажем прямо, это ложь и лицемерие. Даже если выучить наизусть все учебники по русскому за 5-9-й классы, к ЕГЭ не подготовишься. Некоторых тем там вообще нет, другие объясняются невнятно, третьи даны вроде и чётко, но на уровне 5-го класса.
Прежде всего честно ответьте на вопрос: что вы знаете хорошо, что средненько, а что вообще никак? Берём 2-3 варианта ЕГЭ (их можно найти в многочисленных пособиях и Интернете) и выполняем, причём на время. После проверки (ключи к заданиям даются там же) начинаем с того, что знаем хуже всего.
Читать дальше...Тренируйтесь в режиме релаьного времени.В идеале - по классической теории теста - на выполнение задания множественного выбора (раздел А, выбор одного ответа из четырёх предложенных) должны уходить минута. На ЕГЭ режим щадящий, время даётся с запасом - три часа, но следите, чтобы первая часть (А) занимала не более 60 минут, вторая (В) - 30-40 минут, тогда у вас останется достаточно времени на написание эссе - сначала на черновике - и его проверку. Если с каким-то заданием не зладилось, не зацикливайся, иди дальше, потом, если будет время, вернёшься к недоделанному.
Все правила надо не только повторять, но и систематизировать.В любом из заданий требуется не просто применить какое-то правило, а осмыслить и соотнести с другими.Это достигается тренировкой.
В разделе А больше всего ошибок на правописание одного и двух "н" в прилагательных и причастиях, слитное и раздельное написание "не", правописание наречий, прописные буквы.В разделе В труднее всего найти грамматическу основу предложения, определить способ словообразования, указать средства выразительности - метонимию, например.
Поскольку задания для тестов составляет ФИПИ (Федеральный институт педагогических измерений) и проверяются они по его критериям, имеет смысл пользоваться литературой, изданной при его участии.
Хуже всего обстоит дело с эссе - рассуждением на заданную тему. Объём эссе небольшой 150-250 слов, но каждое (точнее, каждый десяток слов) - на вес, если не золота, то балла: в идеале за блок С можно получить 20 баллов.Текст должен иметь строгую композицию. Сначала вы объясняете, какую проблему ставит автор, как он её раскрывает и какими языковыми средствми пользуется, потом - как вы лично к этой проблеме относитесь. Нужно не только всё грамотно сформулировать, но и привести примеры из собственного читательского или жизненого опыта, может быть, что-то процитировать. Учитывается также логика, композиция, средства связи, лексическое разнообразие, отсутствие/наличие речевых ошибок.
Источник - газета "Округа".
Ну вот. Смысл готовится, безусловно, есть. Про ФИПИ я не знала, очень полезная информация, надо будет поискать литературу, изданную при его участии...