Заметила за собой неприятную особенность - когда пишу быстро, то так и сыплю штампами...
Вот и пришла мысль: а давайте обсудим, что это за штука такая - штамп в литературе? Действительно ли он так вреден - или ничего особого страшного в нём нет?
Это первое. А второе - предлагаю всем желающим высказаться, что именно - какие слова, обороты, образы, приёмы, сюжетные ходы и т.д. - вы лично считаете штампами? Если можно - с наглядными примерами.
Признаюсь, что лелею мечту со временем собрать коллекцию, точнее, классификацию штампов. Которая, думается, окажется весьма полезна не только мне.
Итак для начала предложу несколько областей, самых, на мой взгляд, заштампованных.
Описание внешности:
Длинные тонкие пальцы
Бледное лицо, оттенёное чёрными волосами
Бездонно-голубые (или лазурно-голубые) глаза
Сравнения:
Голова мотнулась, как у тряпичной куклы (Когда вы последний раз видели тряпичную куклу?)
Похожи как две капли воды
Обращаться бережно, как с хрустальной вазой (Почему-то все хрустальные вазы, которые мне попадались, были огромными и тяжеленными и супер-пупер нежного отношения к себе не требовали. Так что мне куда больше по душе сравнение от Иоанны Хмелевской "обращаться бережно как с тухлым яйцом" ).
Персонажи (чаще эпизодические):
Стервозная роковая красотка
Старуха, которая возмущается нравами современной молодёжи
Бомж, в прошлом интеллигентный человек, философ и мудрец
Пейзаж и погода:
Льющий стеной проливной дождь
Густой пушистый снег, падающий крупными хлопьями
Огромная полная луна
Сюжет (в целом или отдельные ходы):
Гипер-несчастное, выжимающее слёзы, описание детства героя (злобные родители или даже воспитатели, поскольку герой круглая сирота; нищета; оскорбления одноклассников, среди которых герой чувствует себя изгоем)
Бедная, но честная девушка, после долгих мытарств вышедшая замуж за миллионера
Герой, который в одиночку выступает против целой толпы супостатов, и побеждает.
Разумеется, это всё только начало.