Беды на героев романа «Код Онегина» навлекли вудуистский колдун Пушкин, предсказавший преемника Путина, и писатель Быков.
Успех «Кода да Винчи» Дэна Брауна не мог остаться без последствий. На прилавках объявился «Код Онегина», сотворенный неким Брэйном Дауном.
Вроде все понятно. Одного имени автора более чем достаточно, чтобы пройти мимо, даже не полистав книгу. Про Брэйна Дауна и прочих Коало Поэлья даже Петросян не острит – брезгует.
Открыв книгу, в первом же эпизоде мы обнаруживаем издателя, напутствующего двух подрядившихся на халтуру авторов, каким должен быть конспирологический роман: «Герою попадает в руки некий таинственный документ… На героя сразу же начинают сыпаться неприятности... Когда вокруг него все загадочно умирают, то наконец он верит… Он бежит, его преследуют… Какая-нибудь изуверская секта... От этой тайны зависит будущее человечества... Паломничество по пушкинским местам... Весь текст должен быть пронизан цитатами и реминисценциями из «Евгения Онегина»…». Будущие авторы – польстившийся на деньги толстый и маститый в компании со взятым на роль негра мелким и безвестным, берутся за работу.
Обезоруживающая самоирония авторов не позволяет бросить роман сразу, и очень быстро выясняется, что перед нами текст, написанный кем угодно, только не штатным халтурщиком. Слишком уж ловко пишет. Так что первый вопрос: кто?
По когтям узнают льва, а по ушам – осла. Перед нами что угодно, но не следы копыт, что резко сужает круг подозреваемых: не так много наших авторов сегодня могут похвалиться наличием когтей.
Хотя формально все вроде бы писано по заветам издателя, магистральная линия романа бредова и завлекательна. Коммерсант Саша строит дом в Остафьево, нанятые молдаване-гастарбайтеры находят непонятную рукопись, и вскоре все, кто так или иначе соприкоснулся с таинственным автографом, мрут как мухи. Саша подается в бега и в компании со случайно затесавшимся в историю ученым-зоологом Левой пытается разобраться, во что же они такое влезли… Виноват, как всегда, Пушкин: найденная рукопись оказывается не чем иным, как якобы уничтоженной десятой главой «Евгения Онегина», за которой и ведут охоту наши родные спецслужбы…
Стоп! Нечто подобное мы уже читали… Ну да, точно, вот оно:
»Возможен ли сегодня конспирологический роман с культуртрегерским подтекстом на материале русской, а не европейской культуры? Отчего же нет, возможен, и мы вам сейчас предложим схему такого романа.
Он будет гарантированно иметь сногсшибательный успех, но помнить надо вот что. Во-первых, культового художника-мыслителя того же класса, что Леонардо, в русской истории нет. Во-вторых, роль живописи в нашей культуре играет скорей уж литература, потому что она у нас – самое сильное и массовое из искусств. В-третьих, чтобы быть настоящим бестселлером, современный русский роман должен хоть немножко затрагивать политику, ибо эта сфера нашей жизни сегодня закрыта и темна, а значит, вызывает интерес по определению. В-четвертых, тайный орден в России уже есть, он называется «орден меченосцев» или просто ЧК (именно так его замыслил Дзержинский)».
Дмитрий Быков, «Код Репина», давняя колонка «толстого и маститого автора» в «Огоньке». Он, никаких сомнений, тем более что к халтуре, как в тривиальном, так и в литературном смысле, Дмитрию Львовичу не привыкать. Как он сам признается, под псевдонимом ему писать не впервой, причем все что угодно, даже порнороманы: «По фильмам «9 с половиной недель» и «Дикая орхидея» в 25 лет с другим журналистом мы написали два романа. Время такое было: нужны были деньги».
На роль «малоизвестного и маленького», таким образом, не остается других претендентов, кроме Максима Чертанова, очень таинственной личности, по слухам – хрупкой рыжеволосой дамы. Собственно, свое инкогнито создатели «Кода Онегина» и не особо-то скрывают, щедро разбросав намеки на авторство в тексте.
Этот дуэт недавно выпустил роман «Правда» – разоблачение Ленина, Дзержинского и компании, а также подлинных причин Октябрьской революции. Теперь вот замахнулись на Александра Сергеевича и Владимира, простите, Владимировича, который не Набоков.
Как выясняется в «Коде Онегина», потомок африканских колдунов Пушкин был в свое время инициирован таинственной африканской сектой вудуистов, обрел дар предвидения и в десятой главе детально описал будущее России, в том числе назвал и имя преемника Путина в 2008 году, «черного человека», который приведет страну к гибели. Поэтому-то спецслужбы и вцепились в хранителей тайны – скромного коммерсанта Сашу Пушкина и его приятеля зоолога Леву Белкина.
Вроде бы бред, ничем не лучший, нежели в «Правде», где Ленин и Дзержинский оказываются потомками Марины Мнишек, схлестнувшимися в схватке за бабкино наследство – кольцо всевластия над Россией.
Но если «Правда» была незамысловатой поделкой, прочно забытой уже сейчас, через несколько месяцев после выхода, то с «Кодом Онегина», похоже, ситуация другая. Перед нами действительно роман, многонаселенный и многослойный, часто смешной, но в то же время не менее серьезный.
По ходу романа толстый мэтр не устает напоминать тонкому «негру», что даже халтуру надо отрабатывать честно. Быков с Чертановым вложились не слабо, в том числе и пушкинской фактурой: текст просто перенасыщен литературоведческим просветительством; к примеру, то, что все встреченные беглецами персонажи носят имена пушкинских героев и являются их своеобразной реинкарнацией в современном мире, – это всего лишь первый и самый грубый слой зашифрованных аллюзий. Но никогда ранее Быков не был в своих романах настолько откровенен.
Автор «Оправдания» и «Орфографии», спрятавшись за Дауном, честно выложил все то, что он думает о времени, литературе и о себе во времени и литературе.
К примеру, Пушкиных в романе целых три: кроме уже упомянутого беглеца-коммерсанта и реального Александра Сергеевича, живущего в 1836 году, авторы вводят еще третьего Пушкина. Живущего сегодня модного автора, любимца публики, не пропускающего модные тусы, засвеченного в ток-шоу, общающегося с Оксаной Робски. Не понятого читателями, подрабатывающего статейками в журналах, желающего сказать что-то важное, но все откладывающего это за недосугом и традиционно одержимого заботой о деньгах.
Но, несмотря на откровенность, откровения опять не случилось. «Код Онегина» мог бы стать действительно хорошим романом, но, судя по всему, повседневные заботы таки одолели авторов. И они, не забыв сделать в тексте реверанс издателю и читателям: не сердитесь, так получилось, безжалостно слили концовку, наплевав на торчащие нитки и так и не сшитые куски. Некогда. Другие проекты ждут.
Источник
И это, может быть, самая честная концовка.