• Уважаемый посетитель!!!
    Если Вы уже являетесь зарегистрированным участником проекта "миХей.ру - дискусcионный клуб",
    пожалуйста, восстановите свой пароль самостоятельно, либо свяжитесь с администратором через Телеграм.

Галина Вишневская

nefigasebe

Участник
Вишневская Галина Павловна (25 октября 1926 — певица (лирико-драматическое сопрано). Народная артистка СССР (1966)[1]. Кавалер французского ордена Почётного легиона (1983), почётный доктор ряда университетов.

081f6599b95e.jpg


Биография
Галина Павловна, урождённая Иванова, родилась в Ленинграде (Санкт-Петербурге), но почти всё детство провела в Кронштадте. Перенесла Ленинградскую блокаду, в возрасте шестнадцати лет служила в частях ПВО.

Имея от природы поставленный голос, в 1944 году поступила в Ленинградский областной театр оперетты в хор, затем стала исполнять сольные партии. В первом браке была замужем за военным моряком Георгием Вишневским, с которым развелась через два месяца, но сохранила его фамилию; во втором браке — с директором театра оперетты Марком Ильичом Рубиным.

С 1951 по 1952 год, уйдя из театра оперетты, Вишневская брала уроки пения у В. Н. Гариной, чередуя занятия классическим вокалом с выступлениями в качестве эстрадной певицы. В 1952 году приняла участие в конкурсе в стажерскую группу Большого театра, была принята, несмотря на отсутствие консерваторского образования, и вскоре (по образному выражению Б. А. Покровского) стала «козырной картой в колоде Большого театра», ведущей солисткой главного оперного театра страны, где исполнила более чем 30 партий, среди, которых — Татьяна в «Евгении Онегине» и Лиза в «Пиковой даме» П. И. Чайковского; Купава в «Снегурочке» Н. А. Римского-Корсакова; Донна Анна в «Каменном госте» А. С. Даргомыжского; Аида в одноимённой опере Дж. Верди (в этой партии в 1962 дебютировала в театре «Ковент-Гарден», Лондон, выступала в «Метрополитен-Опера», Нью-Йорк); «Тоска» и «Мадам Баттерфляй» Дж. Пуччини.

В 1955, спустя неделю после знакомства, вышла замуж в третий раз за знаменитого виолончелиста М. Л. Ростроповича, в ансамбле с которым (М. Л. Ростропович — сначала в качестве пианиста, а впоследствии и дирижёра) выступала на самых престижных концертных площадках мира.

В 1966 году снялась в заглавной роли в фильме-опере «Катерина Измайлова» Д. Д. Шостаковича (режиссёр Михаил Шапиро). Была первой исполнительницей ряда посвященных ей сочинений Д. Д. Шостаковича, Б.Бриттена и других выдающихся современных композиторов. Под впечатлением от прослушивания её записи написано стихотворение Анны Ахматовой «Женский голос».

Выступала и записывалась с крупнейшими дирижёрами: Гербертом фон Караяном, Отто Клемперером, Игорем Маркевичем, Германом Абендротом, А. Ш. Мелик-Пашаевым, Б. Э. Хайкиным и др. Была партнершей выдающихся певцов: С. Я. Лемешев, И. С. Козловский, Г. М. Нэлепп, И. И. Петров, И. К. Архипова, за рубежом — Дитрих Фишер-Дискау, Пласидо Доминго, Николай Гедда и др. Стала одной из первых советских оперных певиц, добившихся признания на мировой оперной сцене (изданная на компакт-дисках трансляционная запись спектакля 1964 г. театра «Ла Скала», «Турандот», Дж. Пуччини, где она выступила вместе с Франко Корелли и Биргит Нильсон, зафиксировала её триумфальный успех в партии Лиу).

В 1974 году вместе с Ростроповичем была вынуждена уехать на длительные гастроли за рубеж (вследствие организованной властями травли Ростроповича в наказание за поддержку, оказанную им преследуемому Александру Солженицыну), проживала в США, во Франции, выступала в крупнейших театрах мира до 1982, ставила в качестве режиссёра оперные спектакли.

Во время пребывания за рубежом Г. П. Вишневская и М. Л. Ростропович были лишены советского гражданства, почётных званий и правительственных наград. Но в 1990 году указ Президиума Верховного Совета был отменен, Галина Павловна вернулась в Россию, ей были возвращены почётное звание Народной артистки Советского Союза и Орден Ленина, она стала почётным профессором Московской консерватории.

Оставив оперную сцену, выступала в качестве драматической актрисы на сцене МХАТ (роль Екатерины Второй в пьесе Е.Греминой «За зеркалом»), сыграла главные роли в кинофильмах «Провинциальный бенефис» (1993, роль Кручининой, по мотивам пьес А. Н. Островского режиссёр А. Белинский) и «Александра» (2007, режиссёр А. Сокуров).

С 2002 года руководила Центром Оперного пения Галины Вишневской в Москве. С 2006 являлась председателем жюри Открытого международного конкурса оперных артистов Галины Вишневской. Президент Всероссийской ярмарки певцов в Екатеринбурге. В 1984 году ею была написана книга «Галина», в которой певица рассказывает о своей жизни, крайне негативно оценивает всю общественную жизнь в СССР. Книга была опубликована на английском, русском и многих других европейских языках.
(с)

Оперные и концертные премьеры
1. 1953 — Татьяна («Евгений Онегин», Большой театр).
2. 1954 — Леонора («Фиделио», Большой театр).
3. 1955 — Купава («Снегурочка», Большой театр).
4. 1957 — Девятая симфония Бетховена.
5. 1957 — Катарина («Укрощение строптивой». Большой театр).
6. 1957 — Керубино («Свадьба Фигаро», Большой театр).
7. 1957 — Баттерфляй («Чио-Чио-сан», Большой театр).
8. 1958 — Аида («Аида», Большой театр).
9. 1958 — «Реквием» Верди.
10. 1959 — Лиза («Пиковая дама». Большой театр).
11. 1959 — Наташа Ростова («Война и мир», Большой театр).
12. 1961 — «Сатиры» Шостаковича.
13. 1962 — Алиса Форд («Фальстаф», Большой театр).
14. 1962 — Маргарита («Фауст»,Большой театр).
15. 1962 — Донна Анна («Каменный гость». Большой театр).
16. 1962 — Missa Solemnis Бетховена (Эдинбург).
17. 1962 — «Песни и пляски смерти» Мусоргского в инструментовке Шостаковича.
18. 1962 — Зинка («Судьба человека». Большой театр).
19. 1963 — «Военный реквием» Бриттена (Лондон).
20. 1963 — Вторая симфония Малера (Вена).
21. 1964 — Виолетта («Травиата», Большой театр).
22. 1964 — Лиу («Турандот», ЛаСкала)
23. 1964 — Марина («Октябрь», Большой театр)
24. 1965 — «Человеческий голос» Пуленка (Большой театр).
25. 1965 — «Эхо поэта» Бриттена.
26. 1965 — Четвёртая симфония Малера.
27. 1966 — «Катерина Измайлова» (фильм-опера).
28. 1967 — Вокальный цикл Шостаковича на стихи Александра Блока.
29. 1969 — Четырнадцатая симфония Шостаковича.
30. 1969 — Дездемона («Отелло», Москва).
31. 1970 — Софья («Семен Котко», Большой театр).
32. 1970 — Марфа («Царская невеста», Большой театр).
33. 1971 — Флория Тоска («Тоска», Большой театр).
34. 1972 — Вокальный цикл Мусоргского «Без солнца» с оркестром.
35. 1973 — Франческа («Франческа да Римини», Большой театр).
36. 1974 — Полина («Игрок», Большой театр).
37. 1976 — Леди Макбет («Макбет», Эдинбург).
38. 1979 — «Ребенок зовет» Ландовского (Вашингтон).
39. 1981 — Те Deum Пендерецкого (Вашингтон).
40. 1981 — Иоланта («Иоланта», Вашингтон).
41. 1983 — «Тюрьма» Ландовского (Экс-ан-Прованс).
42. 1983 — «Реквием» Пендерецкого (Вашингтон).

Роли в кино

* 1966 — Катерина Измайлова
* 1993 — Провинциальный бенефис (роль Кручининой, по мотивам пьес А.Н. Островского режиссёр А. Белинский)
* 2007 — Александра (реж. А. Сокуров) — бабушка Александра Николаевна.

Почётные звания и награды
1. Медаль «За оборону Ленинграда» (1943).
2. Народная артистка СССР (1966).
3. Орден Ленина(1973).
4. Алмазная медаль города Парижа (1977).
5. Офицер ордена искусств и литературы (Франция, 1982).
6. Кавалер ордена Почётного легиона (Франция, 1983).
7. Доктор гуманитарных наук honoris causa Ривер-колледжа (Нашуа,Нью-Хемпшир, США).
8. Почетная степень доктора музыки Гамильтонского колледжа.
9. Доктор музыки университета Сент-Лоуренс (Кантон, штат Нью-Йорк, США)
10. Лауреат Царскосельской художественной премии (2000)
11. Кавалер Ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени (22 февраля 2007)
12. Почётный профессор МГУ им. Ломоносова (21 ноября 2007)
 
Назад
Сверху