nefigasebe
Участник
Вишневская Галина Павловна (25 октября 1926 — певица (лирико-драматическое сопрано). Народная артистка СССР (1966)[1]. Кавалер французского ордена Почётного легиона (1983), почётный доктор ряда университетов.
Биография
Оперные и концертные премьеры
Роли в кино
* 1966 — Катерина Измайлова
* 1993 — Провинциальный бенефис (роль Кручининой, по мотивам пьес А.Н. Островского режиссёр А. Белинский)
* 2007 — Александра (реж. А. Сокуров) — бабушка Александра Николаевна.
Почётные звания и награды

Биография
Галина Павловна, урождённая Иванова, родилась в Ленинграде (Санкт-Петербурге), но почти всё детство провела в Кронштадте. Перенесла Ленинградскую блокаду, в возрасте шестнадцати лет служила в частях ПВО.
Имея от природы поставленный голос, в 1944 году поступила в Ленинградский областной театр оперетты в хор, затем стала исполнять сольные партии. В первом браке была замужем за военным моряком Георгием Вишневским, с которым развелась через два месяца, но сохранила его фамилию; во втором браке — с директором театра оперетты Марком Ильичом Рубиным.
С 1951 по 1952 год, уйдя из театра оперетты, Вишневская брала уроки пения у В. Н. Гариной, чередуя занятия классическим вокалом с выступлениями в качестве эстрадной певицы. В 1952 году приняла участие в конкурсе в стажерскую группу Большого театра, была принята, несмотря на отсутствие консерваторского образования, и вскоре (по образному выражению Б. А. Покровского) стала «козырной картой в колоде Большого театра», ведущей солисткой главного оперного театра страны, где исполнила более чем 30 партий, среди, которых — Татьяна в «Евгении Онегине» и Лиза в «Пиковой даме» П. И. Чайковского; Купава в «Снегурочке» Н. А. Римского-Корсакова; Донна Анна в «Каменном госте» А. С. Даргомыжского; Аида в одноимённой опере Дж. Верди (в этой партии в 1962 дебютировала в театре «Ковент-Гарден», Лондон, выступала в «Метрополитен-Опера», Нью-Йорк); «Тоска» и «Мадам Баттерфляй» Дж. Пуччини.
В 1955, спустя неделю после знакомства, вышла замуж в третий раз за знаменитого виолончелиста М. Л. Ростроповича, в ансамбле с которым (М. Л. Ростропович — сначала в качестве пианиста, а впоследствии и дирижёра) выступала на самых престижных концертных площадках мира.
В 1966 году снялась в заглавной роли в фильме-опере «Катерина Измайлова» Д. Д. Шостаковича (режиссёр Михаил Шапиро). Была первой исполнительницей ряда посвященных ей сочинений Д. Д. Шостаковича, Б.Бриттена и других выдающихся современных композиторов. Под впечатлением от прослушивания её записи написано стихотворение Анны Ахматовой «Женский голос».
Выступала и записывалась с крупнейшими дирижёрами: Гербертом фон Караяном, Отто Клемперером, Игорем Маркевичем, Германом Абендротом, А. Ш. Мелик-Пашаевым, Б. Э. Хайкиным и др. Была партнершей выдающихся певцов: С. Я. Лемешев, И. С. Козловский, Г. М. Нэлепп, И. И. Петров, И. К. Архипова, за рубежом — Дитрих Фишер-Дискау, Пласидо Доминго, Николай Гедда и др. Стала одной из первых советских оперных певиц, добившихся признания на мировой оперной сцене (изданная на компакт-дисках трансляционная запись спектакля 1964 г. театра «Ла Скала», «Турандот», Дж. Пуччини, где она выступила вместе с Франко Корелли и Биргит Нильсон, зафиксировала её триумфальный успех в партии Лиу).
В 1974 году вместе с Ростроповичем была вынуждена уехать на длительные гастроли за рубеж (вследствие организованной властями травли Ростроповича в наказание за поддержку, оказанную им преследуемому Александру Солженицыну), проживала в США, во Франции, выступала в крупнейших театрах мира до 1982, ставила в качестве режиссёра оперные спектакли.
Во время пребывания за рубежом Г. П. Вишневская и М. Л. Ростропович были лишены советского гражданства, почётных званий и правительственных наград. Но в 1990 году указ Президиума Верховного Совета был отменен, Галина Павловна вернулась в Россию, ей были возвращены почётное звание Народной артистки Советского Союза и Орден Ленина, она стала почётным профессором Московской консерватории.
Оставив оперную сцену, выступала в качестве драматической актрисы на сцене МХАТ (роль Екатерины Второй в пьесе Е.Греминой «За зеркалом»), сыграла главные роли в кинофильмах «Провинциальный бенефис» (1993, роль Кручининой, по мотивам пьес А. Н. Островского режиссёр А. Белинский) и «Александра» (2007, режиссёр А. Сокуров).
С 2002 года руководила Центром Оперного пения Галины Вишневской в Москве. С 2006 являлась председателем жюри Открытого международного конкурса оперных артистов Галины Вишневской. Президент Всероссийской ярмарки певцов в Екатеринбурге. В 1984 году ею была написана книга «Галина», в которой певица рассказывает о своей жизни, крайне негативно оценивает всю общественную жизнь в СССР. Книга была опубликована на английском, русском и многих других европейских языках.
(с)
Имея от природы поставленный голос, в 1944 году поступила в Ленинградский областной театр оперетты в хор, затем стала исполнять сольные партии. В первом браке была замужем за военным моряком Георгием Вишневским, с которым развелась через два месяца, но сохранила его фамилию; во втором браке — с директором театра оперетты Марком Ильичом Рубиным.
С 1951 по 1952 год, уйдя из театра оперетты, Вишневская брала уроки пения у В. Н. Гариной, чередуя занятия классическим вокалом с выступлениями в качестве эстрадной певицы. В 1952 году приняла участие в конкурсе в стажерскую группу Большого театра, была принята, несмотря на отсутствие консерваторского образования, и вскоре (по образному выражению Б. А. Покровского) стала «козырной картой в колоде Большого театра», ведущей солисткой главного оперного театра страны, где исполнила более чем 30 партий, среди, которых — Татьяна в «Евгении Онегине» и Лиза в «Пиковой даме» П. И. Чайковского; Купава в «Снегурочке» Н. А. Римского-Корсакова; Донна Анна в «Каменном госте» А. С. Даргомыжского; Аида в одноимённой опере Дж. Верди (в этой партии в 1962 дебютировала в театре «Ковент-Гарден», Лондон, выступала в «Метрополитен-Опера», Нью-Йорк); «Тоска» и «Мадам Баттерфляй» Дж. Пуччини.
В 1955, спустя неделю после знакомства, вышла замуж в третий раз за знаменитого виолончелиста М. Л. Ростроповича, в ансамбле с которым (М. Л. Ростропович — сначала в качестве пианиста, а впоследствии и дирижёра) выступала на самых престижных концертных площадках мира.
В 1966 году снялась в заглавной роли в фильме-опере «Катерина Измайлова» Д. Д. Шостаковича (режиссёр Михаил Шапиро). Была первой исполнительницей ряда посвященных ей сочинений Д. Д. Шостаковича, Б.Бриттена и других выдающихся современных композиторов. Под впечатлением от прослушивания её записи написано стихотворение Анны Ахматовой «Женский голос».
Выступала и записывалась с крупнейшими дирижёрами: Гербертом фон Караяном, Отто Клемперером, Игорем Маркевичем, Германом Абендротом, А. Ш. Мелик-Пашаевым, Б. Э. Хайкиным и др. Была партнершей выдающихся певцов: С. Я. Лемешев, И. С. Козловский, Г. М. Нэлепп, И. И. Петров, И. К. Архипова, за рубежом — Дитрих Фишер-Дискау, Пласидо Доминго, Николай Гедда и др. Стала одной из первых советских оперных певиц, добившихся признания на мировой оперной сцене (изданная на компакт-дисках трансляционная запись спектакля 1964 г. театра «Ла Скала», «Турандот», Дж. Пуччини, где она выступила вместе с Франко Корелли и Биргит Нильсон, зафиксировала её триумфальный успех в партии Лиу).
В 1974 году вместе с Ростроповичем была вынуждена уехать на длительные гастроли за рубеж (вследствие организованной властями травли Ростроповича в наказание за поддержку, оказанную им преследуемому Александру Солженицыну), проживала в США, во Франции, выступала в крупнейших театрах мира до 1982, ставила в качестве режиссёра оперные спектакли.
Во время пребывания за рубежом Г. П. Вишневская и М. Л. Ростропович были лишены советского гражданства, почётных званий и правительственных наград. Но в 1990 году указ Президиума Верховного Совета был отменен, Галина Павловна вернулась в Россию, ей были возвращены почётное звание Народной артистки Советского Союза и Орден Ленина, она стала почётным профессором Московской консерватории.
Оставив оперную сцену, выступала в качестве драматической актрисы на сцене МХАТ (роль Екатерины Второй в пьесе Е.Греминой «За зеркалом»), сыграла главные роли в кинофильмах «Провинциальный бенефис» (1993, роль Кручининой, по мотивам пьес А. Н. Островского режиссёр А. Белинский) и «Александра» (2007, режиссёр А. Сокуров).
С 2002 года руководила Центром Оперного пения Галины Вишневской в Москве. С 2006 являлась председателем жюри Открытого международного конкурса оперных артистов Галины Вишневской. Президент Всероссийской ярмарки певцов в Екатеринбурге. В 1984 году ею была написана книга «Галина», в которой певица рассказывает о своей жизни, крайне негативно оценивает всю общественную жизнь в СССР. Книга была опубликована на английском, русском и многих других европейских языках.
(с)
Оперные и концертные премьеры
1. 1953 — Татьяна («Евгений Онегин», Большой театр).
2. 1954 — Леонора («Фиделио», Большой театр).
3. 1955 — Купава («Снегурочка», Большой театр).
4. 1957 — Девятая симфония Бетховена.
5. 1957 — Катарина («Укрощение строптивой». Большой театр).
6. 1957 — Керубино («Свадьба Фигаро», Большой театр).
7. 1957 — Баттерфляй («Чио-Чио-сан», Большой театр).
8. 1958 — Аида («Аида», Большой театр).
9. 1958 — «Реквием» Верди.
10. 1959 — Лиза («Пиковая дама». Большой театр).
11. 1959 — Наташа Ростова («Война и мир», Большой театр).
12. 1961 — «Сатиры» Шостаковича.
13. 1962 — Алиса Форд («Фальстаф», Большой театр).
14. 1962 — Маргарита («Фауст»,Большой театр).
15. 1962 — Донна Анна («Каменный гость». Большой театр).
16. 1962 — Missa Solemnis Бетховена (Эдинбург).
17. 1962 — «Песни и пляски смерти» Мусоргского в инструментовке Шостаковича.
18. 1962 — Зинка («Судьба человека». Большой театр).
19. 1963 — «Военный реквием» Бриттена (Лондон).
20. 1963 — Вторая симфония Малера (Вена).
21. 1964 — Виолетта («Травиата», Большой театр).
22. 1964 — Лиу («Турандот», ЛаСкала)
23. 1964 — Марина («Октябрь», Большой театр)
24. 1965 — «Человеческий голос» Пуленка (Большой театр).
25. 1965 — «Эхо поэта» Бриттена.
26. 1965 — Четвёртая симфония Малера.
27. 1966 — «Катерина Измайлова» (фильм-опера).
28. 1967 — Вокальный цикл Шостаковича на стихи Александра Блока.
29. 1969 — Четырнадцатая симфония Шостаковича.
30. 1969 — Дездемона («Отелло», Москва).
31. 1970 — Софья («Семен Котко», Большой театр).
32. 1970 — Марфа («Царская невеста», Большой театр).
33. 1971 — Флория Тоска («Тоска», Большой театр).
34. 1972 — Вокальный цикл Мусоргского «Без солнца» с оркестром.
35. 1973 — Франческа («Франческа да Римини», Большой театр).
36. 1974 — Полина («Игрок», Большой театр).
37. 1976 — Леди Макбет («Макбет», Эдинбург).
38. 1979 — «Ребенок зовет» Ландовского (Вашингтон).
39. 1981 — Те Deum Пендерецкого (Вашингтон).
40. 1981 — Иоланта («Иоланта», Вашингтон).
41. 1983 — «Тюрьма» Ландовского (Экс-ан-Прованс).
42. 1983 — «Реквием» Пендерецкого (Вашингтон).
2. 1954 — Леонора («Фиделио», Большой театр).
3. 1955 — Купава («Снегурочка», Большой театр).
4. 1957 — Девятая симфония Бетховена.
5. 1957 — Катарина («Укрощение строптивой». Большой театр).
6. 1957 — Керубино («Свадьба Фигаро», Большой театр).
7. 1957 — Баттерфляй («Чио-Чио-сан», Большой театр).
8. 1958 — Аида («Аида», Большой театр).
9. 1958 — «Реквием» Верди.
10. 1959 — Лиза («Пиковая дама». Большой театр).
11. 1959 — Наташа Ростова («Война и мир», Большой театр).
12. 1961 — «Сатиры» Шостаковича.
13. 1962 — Алиса Форд («Фальстаф», Большой театр).
14. 1962 — Маргарита («Фауст»,Большой театр).
15. 1962 — Донна Анна («Каменный гость». Большой театр).
16. 1962 — Missa Solemnis Бетховена (Эдинбург).
17. 1962 — «Песни и пляски смерти» Мусоргского в инструментовке Шостаковича.
18. 1962 — Зинка («Судьба человека». Большой театр).
19. 1963 — «Военный реквием» Бриттена (Лондон).
20. 1963 — Вторая симфония Малера (Вена).
21. 1964 — Виолетта («Травиата», Большой театр).
22. 1964 — Лиу («Турандот», ЛаСкала)
23. 1964 — Марина («Октябрь», Большой театр)
24. 1965 — «Человеческий голос» Пуленка (Большой театр).
25. 1965 — «Эхо поэта» Бриттена.
26. 1965 — Четвёртая симфония Малера.
27. 1966 — «Катерина Измайлова» (фильм-опера).
28. 1967 — Вокальный цикл Шостаковича на стихи Александра Блока.
29. 1969 — Четырнадцатая симфония Шостаковича.
30. 1969 — Дездемона («Отелло», Москва).
31. 1970 — Софья («Семен Котко», Большой театр).
32. 1970 — Марфа («Царская невеста», Большой театр).
33. 1971 — Флория Тоска («Тоска», Большой театр).
34. 1972 — Вокальный цикл Мусоргского «Без солнца» с оркестром.
35. 1973 — Франческа («Франческа да Римини», Большой театр).
36. 1974 — Полина («Игрок», Большой театр).
37. 1976 — Леди Макбет («Макбет», Эдинбург).
38. 1979 — «Ребенок зовет» Ландовского (Вашингтон).
39. 1981 — Те Deum Пендерецкого (Вашингтон).
40. 1981 — Иоланта («Иоланта», Вашингтон).
41. 1983 — «Тюрьма» Ландовского (Экс-ан-Прованс).
42. 1983 — «Реквием» Пендерецкого (Вашингтон).
Роли в кино
* 1966 — Катерина Измайлова
* 1993 — Провинциальный бенефис (роль Кручининой, по мотивам пьес А.Н. Островского режиссёр А. Белинский)
* 2007 — Александра (реж. А. Сокуров) — бабушка Александра Николаевна.
Почётные звания и награды
1. Медаль «За оборону Ленинграда» (1943).
2. Народная артистка СССР (1966).
3. Орден Ленина(1973).
4. Алмазная медаль города Парижа (1977).
5. Офицер ордена искусств и литературы (Франция, 1982).
6. Кавалер ордена Почётного легиона (Франция, 1983).
7. Доктор гуманитарных наук honoris causa Ривер-колледжа (Нашуа,Нью-Хемпшир, США).
8. Почетная степень доктора музыки Гамильтонского колледжа.
9. Доктор музыки университета Сент-Лоуренс (Кантон, штат Нью-Йорк, США)
10. Лауреат Царскосельской художественной премии (2000)
11. Кавалер Ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени (22 февраля 2007)
12. Почётный профессор МГУ им. Ломоносова (21 ноября 2007)
2. Народная артистка СССР (1966).
3. Орден Ленина(1973).
4. Алмазная медаль города Парижа (1977).
5. Офицер ордена искусств и литературы (Франция, 1982).
6. Кавалер ордена Почётного легиона (Франция, 1983).
7. Доктор гуманитарных наук honoris causa Ривер-колледжа (Нашуа,Нью-Хемпшир, США).
8. Почетная степень доктора музыки Гамильтонского колледжа.
9. Доктор музыки университета Сент-Лоуренс (Кантон, штат Нью-Йорк, США)
10. Лауреат Царскосельской художественной премии (2000)
11. Кавалер Ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени (22 февраля 2007)
12. Почётный профессор МГУ им. Ломоносова (21 ноября 2007)