Сильва Гауэн
Сколько людей — столько и способов жить, столько и целей жить. Соглашусь, что виды жизнедеятельности, укладывающаяся в понятие «полноценный член общества» или там «гражданин» — он не всем подходит.
Моё недоумение в следующем.
Люди объединяются и создают государства по прагматичной причине: так удобнее и безопаснее жить. Для того, чтобы пользоваться благами, которые предоставляет государство, требуется что-то отдать обществу взамен. Чтобы заниматься делом, которое было бы полезно обществу, необходимо пройти базовые ступени некой подготовки человека к жизни, наполненной взаимодействием с другими людьми, владеть хотя бы базовыми знаниями — письмом, арифметикой. Чем глубже предполагается интеграция в общественные институты — тем более качественную подготовку должен пройти человек. Так получается, что знания, предусмотренные школьной программой лучше всего воспринимаются в том возрасте, когда человек ещё не способен делать сознательный выбор, как распорядиться своей жизнью.
Получается, вы уже сейчас должны сделать за рабёнка тот выбор, который обычно встаёт перед человеком в возрасте между юностью и зрелостью: а кем быть в жизни вообще, что делать, быть ли одинокой птицей (волком) или вполне интегрироваться в сложную социальную систему. Не отдавая ребёнка в школу, не подталкивая его к общению со сверстниками, вы тем самым лишаете его возможности осуществить когда-либо интеграцию в общественную жизнь, если он этого захочет. Конечно, при большом желании всё возможно, и перед вами пример Элвина, у которого никогда не было друзей в школе, и который на исходе третьего десятка лет учится контакту с обществом.
Крайняя степень — стать полностью независимым, уничтожить паспорт — это хорошо. Но что будет, если война? Если злые люди захотят причинить вам вред? Если вдруг случится болезнь или несчастный случай, требующий срочной помощи? Если у вас пожар? Кто поможет, как не армия, милиция, скорая помощь, пожарные? Или вы справитесь сами: убежите, зарядите пистолет, найдёте денег для платного доктора, потушите пожар сами? Жить вне общества очень трудно, разве что в пещере где-нибудь в горах. И не стоит забывать, кто и за чьи средства сложил тот асфальт, по которому вы ходите и построил тот фонтан, которым вы любуетесь.
Повторяю, я не хочу сказать, что перечисленные мною в прошлом посте жизненные занятия плохие — исключая, действительно, бандитизм — просто они должны быть следствием выбора, а не неизбежности.
Староверы, живущие в отдельных местностях на самообеспечении — это одно, а те цыгане, которые попрошайничают, «гадают» и продают наркоту — это совсем другое.