постараюсь тут по максимуму прописать все велосипедные термины и жаргоны. если чего то не будет хватать то добавляйте тоже.
А
Читать дальше...Алюминий (Al) - основной компонент сплава металлов, применяемого для изготовления велосипедных рам. В обиходе такая рама называется алюминиевой.
Амортизатор (damping unit) - устройство для поглощения и гашения колебаний. Сама пружина не является амортизатором, потому что пружина не гасит колебания, а только воспринимает их и отрабатывает обратно. Назначение амортизатора - погасить обратный ход пружины. Подробнее о принципе действия амортизаторов разных типов см. в статье <Вилка амортизационная>. В велосипеде применяются передний амортизатор (в передней вилке) и задний амортизатор (в задней части рамы). Иногда в отношении амортизатора употребляют термин <подвеска>, хотя подвеска - более сложное устройство, включающее в себя амортизатор с пружиной.
Амортизационная вилка - передняя вилка со встроенным механизмом амортизации. Механизм амортизации принимает на себя и смягчает удары, которые приходятся на колеса во время езды, и таким образом на раму передается намного меньше тряски и ударов.
Б
Читать дальше...бабышка - концевик тормозного тросика, вставляющийся в тормозную ручку.
Багажник - металлическая конструкция над колесом, позволяющая разместить на себе груз. Самый распространненый вид багажника - над задним колесом, но можно устроить багажник и над передним колесом.
База (wheelbase) - расстояние между осями передней и задней втулок колес.
Байк - жаргонное название горного велосипеда.
Балансир - деталь ручного тормоза типа кантеливер. Балансир представляет из себя широкий металлический крючок, который винтом закрепляется на тросе, выходящем из тормозной рукояти, и держит на себе короткий тросик, соединяющий два тормозных рычага.
Бани-хоп (Кто прислал: вася) - бани-хоп делается за счет поднятия переднего колеса и резкого выброса тела вперед
Барабанный тормоз - тормозное устройство, располагающееся во втулке переднего или заднего колеса. Главное отличие барабанного тормоза от ножного заключается в способе, которым они приводятся в действие. Ножной тормоз посредством задней звездочки и цепи связан с передней звездой и приводится в действие обратным ходом педалей. Барабаный тормоз посредством тормозного тросика связан с тормозной рукояткой, располагающейся на руле, и приводится в действие этой рукояткой.
Барашек - Гайка, которая прикручивается руками.
Баттинг (butting) - Переменная толщина стенок труб, применяющихся в производстве рам. В более нагруженых местах(крепление труб в районе каретки и рулевого стакана) более толстые стенки, позволяет снизить вес при той-же прочности.
Бачок питьевой (велофляга, фляга) - пластмассовый бачок для воды, который закрепляют на косой раме.
Биение - в обиходе означает отклонение от нормального состояния боковой поверхности обода или его периметра. Биение может также встречаться и на передних звездах.
Блок - Шиток, предохраняющий ходовую часть заднего переключателя от "паребриков".
Болт - вид крепежа с резьбой. Отличается от винта тем, что шляпка болта делается под ключ.
Борт - жесткий край шины. Обычно выполнен из проволоки и иногда из искусственного волокна Kevlar.
Брызговик - резиновый или пластмассовый лоскут, который прикрепляют к переднему крылу для лучшей защиты велосипеда от грязи. В отличие от автомобильных, велосипедные щитки почти все самодельные. Бустер (booster): подковообразная усиливающая рамка, устанавливаемая на перья вилки совместно с тормозными рычагами. Бустер противодействует изгибу перьев вилки при торможении.
Бустер - дополнительная арка, горилла, ставящаяся на крепления ободных тормозов.Он воспрепятствует раздвиганию задних перьев или ног у вилки при торможении, что позволяет увеличить мощьность ободных тормозов.
В
Читать дальше...Велобол - [от вело(сипед) и англ. ball - мяч], спортивная командная игра в мяч на велосипедах. Играют 2 команды по 2 человека в каждой. Задача спортсмена - направить мяч в ворота противника передним или задним колесом велосипеда, туловищем или головой. Проводится на земляной, асфальтированной или деревянной площадке. В. развит в Германии, Чехии и Словакии.
Велокомпьютер - техническое устройство, обычно закрепляемое на руле велосипеда. Обычно состоит из двух частей - собственно электронного блока с индикатором и датчика оборотов колеса. На спице колеса устанавливается небольшой магит, а на передней вилке - датчик, представляющий собой геркон. Он соединяется проводами с электронным блоком, который устанавливается на руле. Существуют и беспроводные велокомпьюетры, у которых связь между датчиком и электронным блоком осуществляется по радио.
Велотрусы - Велотрусы - велосипедки, памперсы, обтягивающие штаны для езды на велосипеде. Хорошие велосипедки скроены из 6-8 деталей, анатомически, «с круглой попой»; сшиты из быстро сохнущей синтетической ткани и имеют «памперс» - специальную прокладку из мягкого материала, облегчающую длительные и тяжелые поездки.
велошмело - велосипедное ругательство
Восьмерка - см. биение.
Вынос.Он же вынос руля - Муфта для крепления руля к штоку вилки над рулевым стаканом. Различаются по методу изготовления (сварной, литой, фрезерованный), геометрии и количеству крепёжных болтов.
Г
Читать дальше...Геометрия рамы (велосипеда) - Размерности рамы и велосипеда в целом. Влияют на управление на большой/малой скорости, выдергивание и т.д.
Гидролиния - связующая часть между тормозной ручкой и каллипером(тормозная машинка), педставляет собой пластиковую трубку (различного сечения, с разнным количеством слоёв, и армированием)-взависимости от назначения и производителя, в которой находится тормозная жидкость служащая для передачи тормозного усилия от ручки каллиперу.
Глагол - то же, что и подседельный штырь.
Горилла - арка перекинутая через колесо от одной штанины к другой на вилке, для придания б0льшей жёсткости и более равномерного распределения нагрузок.Для большей эффективности Ви-Брейков нередко ставят дополнительную гориллу - Бустер
Грипсы - Мягкие накладки на концах руля. Служат для эргономики управления велосипедом.
Грипшифт - манетка, где переключение передач осуществляется путём вращения ручки вокруг оси руля. обычно идёт как продолжение Грипсы
Д
Читать дальше...Данджер райд или Педестриан райд (Danger ride, Pedestrian ride) - Вид экстремального катания по пешеходным зонам маневрируя, держа баланс, итп, тем самым обучение и/или улучшение навыков владения байком (пешеходы являються чем-то вроде препятствий). Предупреждение! Опасно, лучше не рисковать, но адреналин присутствует!
Дроп - Прыжок вниз с чего-либо. Также Дропом называют место/конструкцию, откуда можно совержить спрыгивание.
Дропауты - выступающая часть вилки/рамы, в которую вставляется переднее/заднее колесо. Бывают горизонтальными, что позволяет сдвигать колесо, лучше натягивать цепь на велосипедах с одной скоростью, а также изменять геометрию байка
И
Читать дальше...Инструмент - набор велосипедных инструментов включает в себя ключи обычные и специальные, отвертки, съемники, монтажки, выжимку и т. д.
К
Читать дальше...Каденс - частота вращения педалей. Измеряется числом оборотов в минуту.
Калипер - Часть дискового тормоза, которая крепится за уши к раме/вилке, и при нажатии на тормозную ручку, прижимает тормозные колодки к ротору.
Камера - кольцевая резиновая трубка, являющаяся основным амортизационным элементом для колеса. Устанавливается на колесо под покрышку. Воздух в камере удерживается с помощью вентиля. Канавка подшипника: круговое проточенное углубление в чашке и конусе подшипника, служащее беговой дорожкой для шариков.
Кантеливерный тормоз (кантеливер) - консольный тормоз с центральной тягой. Это значит, что трос, идущий из тормозной рукоятки, осуществляет тяговое усилие через центр тросика, соединяющего оба рычага. В случае, когда тормозной трос проходит через раздвоитель тросика, а не закрепляется в балансире, принцип остается тем же - тяговое усилие передается равномерно на оба рычага. У кантеливерного тормоза рычаги более изогнуты, чем у тормоза ви-брейк, что позволяет им (рычагам) отходить от обода на больший угол. Поэтому кантеливерный тормоз менее требователен к прямизне обода, но и проявляет меньшую жесткость при торможении, чем тормоз ви-брейк.
Карбон (carbon) - углепластиковый материал, применяемый для изготовления рам.
Каретка (bottom bracket) - узел, помещающийся в кареточной трубе. Каретка состоит из вала (оси) каретки, подшипников и двух шатунов.
Кареточная труба - самая нижняя и самая короткая труба рамы, в которой помещается кареточный узел.
Картридж (cartridge bearing) - неразборный подшипник. В зависимости от вида узла в картридж может входит и ось. В велосипеде картридж применяется в механизме каретки. Hеразборные подшипники не требуют регулировки люфта и при износе просто заменяются.
Кассета (cogset, cassette, cluster) - неразборный узел задних ведомых звездочек.
Катафот (reflector) - светоотражатель. Пластиковая деталь, предназначенная для отражения попадающего на нее света.
Кевлар (kevlar) - искусственное волокно, применяемое при изготовлении покрышек.
Клещевой (бесконсольный) тормоз - состоит из двух скоб, подвешиваемых на винте, который закрепляется в коронке передней вилки над передним колесом и в перемычке между перьями задней вилки над задним колесом. Клещевые тормоза бывают с центральной тягой и боковой тягой. В клещевом тормозе с боковой тягой тормозной трос соединяет две несимметричные скобы по одну сторону колеса. Трос проходит через рычаг левой скобы (на который опирается рубашка троса) и закрепляется винтом в рычаге правой скобы. В клещевом тормозе с центральной тягой две симметричные скобы соединены промежуточным тросиком, который с помощью крючка балансира подвешен на тормозном тросе. Тяговое усилие осуществляется на центр промежуточного тросика, что помогает устранить перекос скоб.
Клин - деталь крепления некоторого вида шатунов к валу каретки. Представляет из себя небольшой цилиндр с плоской лыской и резьбовой частью.
Клинчер - очень узкая покрышка для колес спортивных велосипедов. Для клинчерной покрышки употребляется специальная узкая камера, и часто клинчером называют комплект покрышка-камера.
Ключ для конусов - похож на рожковый ключ, но самые кончики его захватов отогнуты в перпендикулярной ключу плоскости.
Ключ для трещотки (для откручивания конуса трещотки) - представляет собой плоскую рукоятку с двумя штырьками для отверстий в конусе трещотки.
Ключ рожковый - самый распространенный вид ключа для шестигранных гаек. Плоская головка ключа имеет открытый вырез для гайки. Бывает - велосипедный ( со специальной ниппельной резинкой), автомобильный. Трубчатый: еще один вид ключа для тех шестигранных гаек, которые утоплены в каком-либо узле и которые невозможно ухватить рожковым ключом. Головка трубчатого ключа представляет собой небольшой цилиндрик с продолбленным или отштампованным шестигранным углублением, может иметь различные способы крепления к рукоятке, с помощью которой и осуществляют вращение головки. Шестигранный: ключ для винтов, которые имеют круглую головку с шестигранным углублением. Ключ представляет собой Г-образно изогнутый (иногда Z-образно изогнутый) шестигранный стержень. Комбинированный (<семейник>): специфический велосипедный ключ, представляющий собой металлическую пластинку со множеством отверстий и углублений в середине и по периметру для различных гаек. Очень неудобный и быстро ломающийся ключ. Единственно важный элемент такого ключа - это полукруглый вырез с зацепом на его крае для круглых гаек с прорезями. Такие гайки (контргайки) встречаются в кареточном узле и на рулевой колонке. Ниппельный : ключ для спицевых ниппелей. Может иметь различную форму, но основной элемент такого ключа - двугранная прорезь размером под ниппель. Есть еще два вида специфических велосипедных ключей, именуемых по своему назначению:
Колесо (wheel) - служит для качения велосипеда. Комплект колеса включает в себя обод, спицы, втулку, камеру (при условии, что покрышки не бескамерные) и покрышку.
Колодка тормозная - неразборная колодка представляет собой брусочек твердой резины с металлическим штырем (для закрепления в тормозном рычаге), которая соприкасается с ободом и осуществляет торможение.
Коломбус - штангенциркуль с глубиномером.
Колонка рулевая - рулевой стержень передней вилки в сборе с головной трубой и подшипниками.
Консоль тормозного рычага - короткий металлический штырь, приваренный к перьям вилки (задней и передней), на который крепится тормозной рычаг.
Консольный тормоз - вид ручного тормоза, у которого тормозной рычаг крепится на консоль рамы. Такой способ обеспечивает более жесткое торможение по сравнению с клещевым тормозом. Консольные тормоза бывают двух видов: кантеливерные и ви-брейк.
Контактная педаль (clipless pedal, SPD pedal) - педаль с встроенным механизмом фиксации велотуфли.
Контргайка - гайка, навинчиваемая на ось сразу после конуса и служащая для закрепления конуса на оси. Контргайка может иметь различную форму в различных узлах. На осях колес - это обыкновенные шестигранные гайки. В кареточном узле - это плоская круглая гайка с несколькими двугранными вырезами по периметру гайки. На рулевой колонке это может быть круглая выпуклая гайка, нижний край которой имеет двугранные вырезы.
Конус подшипника (cone) - деталь подшипника, навинчиваемая на ось. Имеет на внешней поверхности беговую дорожку для шариков.
Корд - проволока, заделанная в края покрышки для придания ей жесткости.
Коронка передней вилки - у некоторых велосипедов (типа отечественных <Турист>) - срединная поперечная часть вилки. В коронку впаиваются перья вилки с одной стороны, и с другой стороны - рулевой стержень. У современных велосипедов: Корона: часть Амортизационной Вилки. В Корону Впрессовываются/крепятся Ноги и Шток Также существуют Двухкоронные вилки: одна корона снизу рулевого стакана, другая - сверху. Две короны применяются для длинноходных вилок, рассчитанных на большие нагрузки.
Косая труба - труба, соединяющая рулевую и кареточную трубы рамы.
Косынки (сленг) - куски алюминия, специальной формы, навареные на раму (или другой предмет) в места особо сильной нагрузки для увеличения прочности данного места.
Котелок (сленг) - лёгкий шлем без защиты челюсти.
Кривошип - то же, что шатун.
Кросс-кантри - вид соревнований для внедорожных велосипедов, гонка по сильно пересеченной местности. Дистанция кросс-кантри состоит из нескольких кругов длиной около километра и в целом составляет обычно 10 км.
Крыло (щиток) - пластмассовая или металлическая деталь над колесами, служащая для отражения грязи при движении.