Читать дальше...Василий Авченко
Тоталитарная демократия Валерии Новодворской
Я раз и навсегда решила, что отвечу за все.
В. Новодворская
И не надо про совесть. Нет у человека никакой совести.
В. Новодворская
Одиозная личность лидера "Демократического союза" В. И. Новодворской не пользует-ся особой популярностью даже в среде демократов, исповедующих сходные убеждения. Уж очень неприятное впечатление производит эта женщина - и внешним видом, и ма-нерой речи, и скандальными акциями. Но с самими её взглядами либерально настроен-ная часть общества не спорит. И вот тут фигура Новодворской очень удобна для пони-мания "истинного нутра", если выражаться фанерным языком, этих самых либералов - СПС, "Яблока" и др. Что у "приличных" демократов на уме, то у Новодворской очень часто на языке. Поэтому имеет смысл взглянуть на мысли Валерии Ильиничны с этой стороны. Это не исследование, не рецензия, - просто взгляд, срез, проба. Вопрос к са-мой Новодворской - а что у неё в душе? Ради чего она живёт и действует? Что её вдох-новляет? И ответ - её же словами.
Новодворская кажется публицистом довольно интересным, ярким, - если полностью от-бросить при оценке её творчества моральный аспект. Стиль живой, лёгкий, но читать тяжело - как тяжело даже боевым офицерам смотреть бандитские плёнки с заснятыми казнями наших солдат. Что сразу бросается в глаза? Пафос демократии "юбер аллес", "демократия - всё, народ - ничто" (правда, при горячей любви к демократии любви к народу, мягко говоря, не замечается). Расщеплённость сознания (термин С. Кара-Мурзы), логическая разорванность утверждений. Например, в одном месте В. Ново-дворская пишет, как якобы гуманно американцы обходились с кровожадными индейца-ми, в другом - "Почему это в Америке индейцы не заявляют о своем суверените-те? Видно, в свое время белые поселенцы над ними хорошо поработали. А мы, наверное, в XVII-XVIII вв. что-то со своими "ныне дикими тунгусами" не доде-лали". Попрекала российскую историю "жестокостью" и "варварством", а тут попрекает принципиальным гуманизмом, превознося Америку уже за жестокость…
Удивительно лёгкое отношение к истории. Автор лихо пользуется аналогиями: Корни-лов - это Пиночет, Маннергейм - это Франко. "Загадочную русскую душу" Новодворская определяет лаконичнее всех поэтов и философов: "маниакально-депрессивный психоз". Вот вам! И воевали мы на протяжении всей нашей истории "не для завое-вания морей, не для обеспечения торговли или превосходства, но для под-держания здоровой маниакально-депрессивной формы". И никто на нас, оказы-вается, никогда не нападал. Даже в 1941 году ("классика жанра"). Нападали всегда мы сами.
Разумеется, на одном из первых мест у Новодворской - превозношение Америки и за-падного образа жизни, охаивание России. Русские, оказывается, безответственны и за-висимы, генетические рабы (как, интересно, столько столетий удерживалась и прирас-тала Русская земля? рабы её защищали? рабы Сибирь присоединяли?). "История США - это история американского народа. История России - история российского го-сударства". Народа у нас, выходит, вообще не было?
Отношение к Америке носит у Новодворской явный фанатически-религиозный харак-тер: "Лучший плод усилий и свершений человечества и семя его вечного пути по дороге прогресса заключены в США", "Если Бог является арбитром нашей совести, то США являются арбитром нашей жизни", "Америка может поло-житься на Бога, так же как Бог может положиться на Америку". Отсюда недале-ко уже до крестовых походов либералов-экстремистов. Ведь именно потому новодвор-ские всех мастей и континентов ненавидят Россию, что чувствуют: мы иные, у нас своя правда. Экономические и политические интересы здесь даже не главные, наше проти-востояние с Америкой имеет духовный подтекст.
Что это, кстати, за Бог, на которого "может положиться Америка"? Элитный американ-ский или всеобщий? Новодворская между прочим называет Америку "христианской страной", отказывая иным странам в праве считать себя христианскими. А в другом месте вдруг называет христиан "неграмотной сектой грязных, дурно воспитанных рабов, предающихся диким суевериям, фанатиками, чуждыми искусству и наукам". Особую ненависть вызывает православие и Русская Православная церковь: "вечное желание Православной церкви подчеркнуть свою особость и мнимые преимущества, даже ценой отказа от общечеловеческого праздника, не что иное, как очередная ипостась учения чучхе". "Православная церковь - это косное, ретроградное и реакционное политическое объединение". "Долой пра-вославие вместе с РПЦ, они такие зануды!"
В Америке всё хорошо, в России всё плохо. Плохо даже то, что мы лишены таких праздников, как День Колумба и День Вашингтона. И во Второй мировой войне именно США "спасли человечество от германского фашизма и японской экспансии" - это-то ясно, можно было и не напоминать (тем не менее другом месте Новодворская пишет: "в схватке акулы со спрутом победил спрут" - под спрутом понимая СССР). И вообще "джиннов фашизма" выпустил из бутылки СССР, добрые США нас спасли, мы же не спешим их благодарить… А вот довольно свежее сравнение: "Америка - вит-рина человечества". Как такое у американофила с языка-то сорвалось? Действитель-но, витрина. Верхушка айсберга. "Подвалов" с улицы не видать…
В. Новодворская с гордостью говорит, что на истфаке не училась. И напрасно - не по-смела бы в противном случае утверждать, например, такое: "XI век. Западный ги-гантский материк, растянувшийся от Арктики до Антарктики, лежит в молча-нии, как поле под паром. История еще не началась".
Что касается фактов, то ими Новодворская играет как хочет. Главное - посильнее плю-нуть в Россию, ради такого дела все средства хороши. Если говорят с уважением о рус-ской монархии - надо обозвать её кровавой деспотией, празднуют 7 ноября - теперь нужно проклясть и 7 ноября, назвав его "днём нашей погибели". Чьей "нашей", Ва-лерия Ильинична? Впрочем, вот сравнение, устраняющее неясность по отношению Но-водворской Царской и Советской России: "Россия досталась большевикам, как па-даль достается стервятникам". Добавить нечего.
В арсенале у Н. и классики. Вот, надо опорочить "чуму коммунизма" - берём цитатку из Пушкина ("Пир во время чумы"), очень кстати. Начитанная женщина. А "К. Симонова, Василя Быкова, А. Адамовича, Ю. Бондарева" "уберите с глаз долой… на полке оставьте одного Виктора Суворова". Ветеранам войны Новодворская отдельно сове-тует: "Сожгите сами свои нашивки и ордена". Давайте, мол, по-хорошему…
"У граждан (российских - В. А.) выработались навыки прихлебателей и ижди-венцев". Выходит, их кормит государство? А оно откуда берёт блага? Разве не трудом этих "прихлебателей" создавалось всё испокон веков на Руси? Вообще вопрос об ижди-венчестве имеет принципиальный характер. Он выходит из мировоззренческого спора о том, каждый ли человек имеет право на жизнь. Именно Запад (за Западом - и Ново-дворская), при декларированных "правах и свободах", в праве на жизнь человеку отка-зывает. И это даже не очень скрывается самой Новодворской: "Я всегда знала, что приличные люди должны иметь права, а неприличные (вроде Крючкова, Хо-мейни или Ким Ир Сена) - не должны. Право - понятие элитарное". Право, со-гласно западному менталитету, не присуще человеку от рождения, а завоёвывается им в борьбе с другими людьми ("человек человеку - волк", "война всех против всех"). А не можешь, слаб, стар, болен - извини, помирай, содержать мы тебя не будем. Это одна из сторон фашистского сознания, в основе которого лежит разделение всех людей на высших и низших, на достойных и недостойных, то самое "элитарное право". В России такое сознание прижиться не могло. В душе русского человека (не обязательно этниче-ского великоросса) живёт понимание того, что все люди с рождения достойны жизни. Что нельзя прогнать калеку, нельзя оставить старика в нищете. Отсюда - и социально ориентированный тип государства, и его патернализм, т. е. как бы семейный уклад об-щества. Ведь в семье все свои, все родные, все - братья.
Чувство Родины у русских людей для Новодворской - не более чем чувство "родинки". И тем не менее, говоря с благоговением об американской истории, американскую Роди-ну Новодворская называет именно так, и даже с большой буквы: "и они, взявшись за руки, встали у кромки океанского прибоя и отстояли свободу новой Родины от Родины исторической". Откровенно говоря, я раньше считал, что чувство Родины как таковое Новодворской недоступно - нет у неё в душе этой струнки. Что же теперь? Есть, оказывается, особая струнка - американского патриотизма? Или Валерия Ильи-нична просто демократически уважает чувство американских патриотов, но отказывает в этом уважении нам?
"На наше несчастье, в России был разбит Наполеон". Русские для Н. - "рабы, ко-торых не поднимается рука назвать народом", Россия - "цветочек в проруби", "царство мертвых, не способных воскреснуть, ибо они не жили никогда". С на-шей страной Новодворской "всё ясно". Только одна десятая населения России сумела остаться людьми ("подобно мне"). Для них не жалко и остальные девять десятых по-крошить в куски. "Страну надо все время пинать". "Единственный контролер, которого могла признать российская власть, - это Запад, единый, жесткий и готовый за свой план Маршалла навязать России цивилизованные формы ка-питализма и общества, открытого для либералов и западнических сил и за-крытого для левых и реставрационно-имперских сил и тенденций". "Президен-том становится Анатолий Чубайс и делает премьер-министром Егора Гайдара... Мне лично очень импонирует такая картина," - пишет Новодворская, опасаясь, что картина эта утопична, пока в России ещё многочисленна "популяция коммунистов". "Вместо того, чтобы создавать вакцину и держать носителей "чумы" в специ-альных резервациях для зачумленных (или попросту - чумовых), мы позволя-ем им баллотироваться в губернаторы, в Думу, в Президенты - и издавать газе-ты" - эти слова говорит глава Демократического (!) союза. И на людей, которые голо-совали за коммунистов, ей наплевать. "Тяга к союзу с Лукашенко, полное отсутст-вие аграрной реформы, культивирование колхозов за счет казны, чеченская война… - все эти новые черты власти, от которых не спас Е. Гайдар и не спаса-ет А. Чубайс", по Новодворской, могут быть названы признаками фашизма. Дескать, давайте проведём аграрную реформу (читай: продадим землю иностранцам), оконча-тельно развалим колхозы и этим не допустим фашизма!
Невзирая на все "коммунистические угрозы", Новодворская радуется. Потому что Оте-чество в конвульсиях идёт в верном направлении - к гибели. Она согласна даже при-знать деградацию "хотя бы по сравнению с уровнем 1990 года", т .е. с уровнем ненавидимого ею СССР… "С февраля 17 года только второй раз мы так хорошо сидим. Это наш второй балаган за всю историю и, может быть, последний..." (вот это незаметное "мы" меня настораживает более всего).
Да полно, какая демократия? "Я про демократию хочу поговорить, про демокра-тию, которой нет нигде, и, может быть, никогда не будет, и скорее всего, не надо, чтобы она была". "Итак, демократия - это конец света". "Я не доверяю большинству". "Электорат глуп. Иначе большинство всегда голосовало бы за Гайдаров, Чубайсов, Ковалевых и Боровых". Невольно начинаешь думать: а что Новодворская таит в себе, не решается выказать? Есть такие тайные мысли, безусловно есть. Вот на могиле СССР Новодворская пляшет открыто: "Третий Рим пал из-за на-ших саперных интеллигентских работ. И не жалко, туда ему и дорога". "СССР взорвался и загорелся, и пусть догорит ясным пламенем". "Трем вышеупомя-нутым государствам (Узбекистан, Таджикистан, Туркменистан - В. А.) на роду напи-сано быть колониями, ибо они не воспользовались во благо дарованной им свободой. Хорошо бы, Англия ими поживилась... Это спасло бы местную за-падническую элиту от полного истребления".
Иногда Новодворскую "прорывает" - она говорит то, чего демократ типа Немцова, Яв-линского или Гайдара никогда бы вслух не высказал (но косвенно, по оценкам и по-ступкам, можно заключить, что эти господа с Новодворской солидарны): "Трусливые спят у параши и никаких прав не имеют. Если таким давать права, понизится общий уровень человечества. Так что апартеид - это правда, а какие-то все-общие права человека - ложь". Это и есть настоящий фашизм, его мировоззренче-ская основа. "Некогда и мы, и ЦРУ, и США использовали эту идею как таран для уничтожения коммунистического режима и развала СССР. Эта идея отслужила свое, и хватит врать про права человека и про правозащитников. А то как бы не срубить сук, на котором мы все сидим" - знает кошка, чьё мясо ест! Сук-то - не что иное, как не соблюдаемые ни нашими, ни американскими демократами заявленные ими же "права человека". "Права на социализм в продаже нет" - и всё, и никакой вам "демократии". "Все левые идеи мира основаны на ложном постулате: из человека можно воспитать ангела, все люди - братья". А вот ещё цитатка, сам бы не прочитал - наверное, не поверил бы: "Меня совершенно не волнует, сколько ракет выпустит демократическая Америка по недемократическому Ираку. По мне, чем больше, тем лучше. Так же, как меня совершенно не ужасает непри-ятность, приключившаяся с Хиросимой и Нагасаки. Зато смотрите, какая из Японии получилась конфетка. Просто "сникерс". Семерка в Токио заседает, парламент либеральный имеется. Игра стоила свеч. Я была бы просто счаст-лива, если бы США сохранили все мыслимые и немыслимые приоритеты и не забывали вовремя что-нибудь бросать на тех, кто уклоняется от либерального пути и плохо себя ведет". Карты открыты. Человечество поделено на две расы - высшую и низшую, "демократическую" и "отсталую". "Права человека" существуют только для расы высших. "Япония заслужила конец света не больше, чем СССР".
"Россияне должны молиться об одном: чтобы Господь взял у них рыбу и дал вместо нее удочку". Не нужны, мол, нам и ресурсы, дайте только эгоизма побольше, стремления к личной выгоде. И что с Россией тогда будет? Да то, что происходит сей-час. А Новодворская не устаёт ругать режим Ельцина и его преемников: мало, дескать, демократии. Вот что конкретно ей не нравится: "Два цвета времени: антизападный и антибуржуазный. И нет армии, которая бы могла хотя бы 3 года вести граж-данскую войну, как вела ее Белая армия". Говоря яснее, Новодворская жаждет, чтобы сформировалась прозападная сила, способная вести войну с оставшимися пат-риотами. Демократка-экстремистка призывает к гражданской войне. "Половина оли-гархов спелась с коммунистами" - вот какие перебежчики! "Армия люмпенов-совков воет под окнами. Горсточка либералов не научилась драться за свою идею и свою жизнь" - потрясающий по бессовестности пассаж. Ладно, пусть "совки" (и Гагарин, выходит, "совок", и Шукшин, и Жуков - да мало ли!). Но кто их сделал люмпенами, как не эта "горсточка" (могучая "горсточка", надо сказать!) либералов? Кто выгнал их на улицу, если они "воют под окном"? И почему "армия", от кого уходит уг-роза войны? "Совки" стремятся к примирению, к гуманности, улучшению. А войны хо-чет как раз Новодворская с её либералами (в следующей фразе она сокрушается: "За-пад не пошлет войска ни в Архангельск, ни во Владивосток, ни в Сочи"). И неу-жели же не научилась несчастная эта горсточка драться за свою жизнь? Что же, про-стите, будет, когда научатся? Бухенвальд по-либеральному? Продолжает горевать: "И японцы не сожгут Евгения Наздратенко в топке паровоза". Ей бы очень хотелось, чтобы сожгли человека, отстаивавшего границы России и не раз выступавшего против Чубайса, организованного браконьерства в российских морях и т. д. "Господи, до че-го же все в России повторяемо и предсказуемо! До тошноты, до скуки..." Самое время поразвлечься либеральным шабашем.
При всём поклонении Западу и индивидуализму Новодворская - не индивидуалист, она - человек идеи ("готова идти на костер"). Её идеология - либерализм, и она это при-знаёт, хотя и оговаривает, что либерализм якобы "отрицает идеологию вообще". И ещё протестантизм - "я сомневаюсь в том, что Бог имеет какое-то отношение к какой-нибудь религии. За исключением легкого, умного, современного про-тестантизма" (почему бы просто не заявить о своей принадлежности к этой религии?). Между прочим, Новодворская готова признать, что либерализм в России "не органи-чен и чужд большинству народа", "Гайдара или Чубайса можно действительно только назначить, но никак уж не избрать", "Наши реформы - это не космети-ческая операция и даже не пластическая. Это вивисекция". Отсюда следует ло-гический вывод, что Новодворская сознательно стремится к уничтожению России и не скрывает этого. "Россия - невоспитанная, грязная нищенка, злобная и неумная, потому что такое поведение не вызывает притока благодетелей. Россия долж-на понять, что ее история - это история болезни и преступления. Она должна принять исторические наказания и покаяния. И вы будете утверждать, что по-добную работу страна может проделать над собой, как святой Франциск, без иностранной оккупации, без насилия реформаторской части общества над те-ми, кто коснеет в заблуждении насчет своей правоты? Такого в истории не бы-ло".
Спорить трудно: корректный спор предполагает полемику вокруг конкретных тезисов. У Новодворской же - сплошь эмоции, красивые многозначительные метафоры. Не мысли, но интонации. Впечатление от долгого чтения - омерзение.
Человек-лозунг, человек, сжигающий сам себя. Всё затмевающий фанатизм. Засевшее в больном мозгу убеждение перевешивает все аргументы. Побудитель Новодворской - ненависть. Пафос разрушения.
Это тот тип, для которого нет ничего святого. Ничего незыблемого, ничего непреходя-щего, ничего, на что нельзя было бы покуситься. Человек без корней, утверждающий нигилизм, созидатель разрушения.
Новодворская очень неравнодушна к России. Она её сознательный враг. Ведь, казалось бы, чего ей нужно - деньги есть, возможность есть, перебирайся в свою любимую Аме-рику да живи там, оставь нас, глупых, помирать на нашей Родине… Нет, Новодворской этого мало. Она не хочет перебираться в Америку - во всяком случае, раньше, чем Рос-сия будет окончательно уничтожена. Её отношение к России - в точности отношение беса к храму Божьему, оставшемуся без людского присмотра: и ненависть, и страх, и жажда разрушить. Лучший аргумент против Новодворской - её собственные работы, насыщенные желчью и ненавистью не только к России, а ко всему человечеству, ис-ключая противопоставившие себя этому человечеству Штаты.
Идеализировать не будем. У меня, конечно, есть свои претензии к правителям - и доре-волюционным, и советским. И одна из главных - вопрос: "Как наша страна смогла вос-питать людей, подобных Новодворской?" Но это тема для отдельного разговора…
Василий Авченко, ©, 2001.
Цитировавшиеся работы В. Новодворской
"Мой Карфаген должен быть разрушен", Олимп, 1999.
"На страже родинки", "Деловые люди" №107, январь-февраль 2000 г.
"Меняем рыбу на удочку", "Америка Illustrated" №2, сентябрь 2000 г.
"Жестокость нашей истории: на смену февралям приходят октябри", "Алфавит" №2, 1998 г.
"Обретение Атлантиды", "Америка Illustrated" №3, октябрь 2000 г.
"На чужом празднике", "Америка Illustrated" №4, ноябрь 2000 г.
"Огонь, иди со мной", "Америка Illustrated" №5, декабрь 2000 г.
"Оптимизм - опиум для народа", "Демократический выбор", №6, 1997 г.
"Демократия - это балаган", "Сокол Жириновского", №2, 1992.
"Не отдадим наше право налево!", "Новый взгляд" №46 от 28 августа 1993г.
"Россия №6", "Новый взгляд" №1 от 15 января 1994 г.
Интервью с В. Новодворской, "Молодежь Эстонии" №80, 9 апреля 1994 г.
"Россия - царство мертвых", "Альтернатива", март 1992 г., №5
Беседа с Валерией Новодворской, "Общая газета", №44, 1997 г.
"Холоднокровней, Маня!", "Иностранец", №32, 1999 г.
"Зарезаться огурцом или демократией?", "Иностранец", №30, 1999 г.
"Как мы влипли в Матрицу", "Иностранец", №16, 2000 г.
"Вам к дьяволу? Это - налево", "Комок" (Красноярск), 20-26 марта 2000 г.
"А над урной встали мародеры...", "Демократический выбор", №3, 1998 г.
"Веймарские нахлебники на маршаллском обеде", "Демократический выбор", №33, 1997 г.
"Завтра умирает сегодня", "Демократический выбор", №36-38, 1998 г.