Читать дальше...Ренуар нашел новое место у фабриканта, промышлявшего изготовлением штор. Ренуар, сноровистый и проворный, вскоре стал зарабатывать достаточно денег и смог откладывать средства для занятий живописью.
В 1857 году, не взяв еще ни одного урока, Ренуар написал маслом портрет своей бабушки, умершей в том же году.
Мастерская Глейра, куда поступил Ренуар, не относилась к официальным академическим классам. Единственное, что вынес Ренуар за время краткого пребывания в мастерской Глейра, было его знакомство с Клодом Моне, а затем с Альфредом Сислеем и Фредериком Базилем. Тот в свою очередь познакомил своих товарищей с Полем Сезанном и со своими друзьями по Академии Сюиса - Камилем Писсарро и Арманом Гийоменом. В 1863 году, когда был открыт "Салон Отверженных".
Семья Ренуара не одобряла такого образа жизни и предпочла бы видеть его расписывающим фарфор, веера и шторы. Сбережений хватило не надолго. Рассказывали, что он подбирал в мастерской полупустые тюбики краски, брошенные состоятельными учениками. Но он никогда жаловался. Базиль, сын банкира, получавший скромную ренту, предпочитал другим общество Ренуара.
Чтобы познать и светлую сторону жизни, друзья отправлялись потанцевать в Клозери де Лила или на бал Мабиль. Весной они уезжали в лес Фонтенбло. Однажды, работая в Фонтенбло, Ренуар познакомился с Диасом де ла Пенья, картины которого ему нравились. Диас дал ему разумный совет: не писать "так черно".
Картина "Танцующая Эсмеральда" попала в Салон 1863 года. Кабанель защищал написанную коричневым асфальтом картину, Ренуар позднее ее уничтожил.
В 1864 году его уже не удостоили чести быть принятым в Салон. На сей раз он удовлетворился участием во второй и последней выставке Отверженных. В 1865 году его опять приняли в Салон, а в 1866 году отвергли, несмотря на вмешательство Коро и Добиньи.
В Марлотт, где бывали также Сислей, Моне и Писсарро, художники открыли для себя кабачок матушки Антони.
Поддержкой для Ренуара и его друзей в их убеждениях стала выставка Курбе в 1867 году. Ренуара захватили "Девушки на Сене", и он тотчас же написал "Диану-охотницу" - шпателем вместо кисти - в этом проявилось влияние мастера из Орнана.
Жюри Салона меж тем отвергло "Диану" Ренуара. Моделью для богини художнику послужила та же молодая женщина, которую Базиль изобразил в образе Гадалки. Тогда же оба художника написали портреты друг друга.
Когда друзья не работали в Шайи, где Ренуар написал на открытом воздухе "Лиз с зонтиком" (ее приняли в Салон 1868 года). "Лиз с зонтиком" обратила на себя внимание критиков Бюрже и Захари Астрюка. Но в Салоне она была плохо повешена.
Пока же Ренуар был еще далек от того, чтобы обеспечивать себе жизнь своим искусством. Иногда кажется вообще непонятным, как он мог существовать. Ренуар написал портрет Сислея и его жены.
Желание писать модель на пленэре не покидало обоих художников. Оно привело их в купальню Грепуйер - "Лягушатник", где было все необходимое для создания яркой, жизнерадостной, насыщенной светом живописи - гребцы и купальщики, единство поэзии повседневной жизни и поэтичности самой натуры.
Жюри Салона 1869 года было столь же неумолимо, как и предыдущее.
Год 1870 начался неплохо. У Ренуара приняли в Салон "Купальщицу с собакой" и "Алжирскую женщину". Вторая картина говорит об увлечении художника искусством Делакруа, сменившим привязанность к Курбе. В "Лягушатнике", в ресторане папаши Фурнеза Ренуар находил немало хорошеньких натурщиц, которые позировали ему и, возможно, делили с ним досуг.
И тут разразилась война. Базиль добровольцем записался в зуавы, хотя отец купил ему замену. Друзья были потрясены. Базиль пал в битве при Бон-ла-Роланде. Так закончилась юность Ренуара.
Ренуар не хотел противиться ходу событий: получив повестку, он уехал в Бордо, где был приписан к десятому полку легкой кавалерии и отправлен в казарму в Тарбе.
Мане и Дега тоже записались добровольцами. Моне, Писсарро и Сислей, который был британским подданным, уехали в Лондон, где познакомились с торговцем картинами Дюран-Рюэлем.
Ренуар снимал мастерскую на улице Висконти, но вскоре отказался от нее и снял комнату на улице Драгон. В 1872 году его "Парижанки" и "Алжирские женщины" были вновь отвергнуты жюри Салона. Последнюю картину можно было бы с полным правом назвать данью памяти Делакруа.
Моне, с которым Ренуар вновь встретился в Аржантейе, познакомил его с Дюран-Рюэлем, затем с Гюставом Кайботтом. Тот также был живописцем, но, к счастью, имел состоятельного отца.
Дюран-Рюэль начал покупать у художников картины, но с трудом находил для них покупателей и не всегда имел деньги для приобретения новых произведений.
В 1874 году - великом году! - Ренуар и его друзья основали "Анонимное общество живописцев, скульпторов и граверов". Им опостылили постоянные отказы жюри Салона. Теперь художники хотели выставляться, не спрашивая чьего-либо разрешения, все вместе: единственным судьей для них будет зритель.
Среди пяти картин, выставленных Клодом Моне, была одна, название которой "Впечатление. Восход солнца" - воспринималось как смехотворный вздор. К тому же нужно же было как-то назвать художников, основавших "Анонимное общество", приклеить им ярлык. Удобней всего их было именовать (и одновременно высмеять) импрессионалистами, а затем импрессионистами. Ренуара такое название забавляло.
На первой выставке "Анонимного общества" Ренуар показал пять картин - "Танцовщицу", "Ложу", "Парижанку", "Жнецов", "Голову женщины" и эскиз, исполненный пастелью. Его ругали меньше, чем Сезанна, и ему даже удалось продать "Ложу" за 425 франков. Моделью для мужской фигуры Ренуару послужил его брат Эдмон, женская была написана с профессиональной натурщицы.
"Ложа", за которую позднее, в 1916 году, великий коллекционер Самюэль Курто заплатил миллион, правда, не стала "шедевром из шедевров" Ренуара, но это одна из самых удивительных его картин. Индивидуальный стиль Ренуара еще не проявился в ней. Реализм темы побеждает в "Ложе" стихию живописи. Картина демонстрирует подлинный вкус, утонченность, элегантность.
В противоположность своим друзьям, Моне и Сислею, Ренуара уже в это время интересовала прежде всего человеческая фигура. Работая на пленэре, он в первую очередь решал проблему взаимосвязи фигуры и пейзажа. Ренуар считал удачным такое изображение природы, вид которого вызывал желание там прогуляться.
После "Ложи" Ренуар начал писать маленькими прозрачными мазками, положенными один на другой, они создавали на полотне и в восприятии зрителя нужный тон. Требовалась особая сноровка, чтобы в соответствии с законами оптики и психологии на сетчатке родилось должное впечатление. Самая суть его существа заставляла Ренуара с любовью писать обнаженные фигуры и портреты - он действительно был в них влюблен, а вовсе не хотел любой ценой приворожить зрителя. И период в творчестве художника, который можно было бы назвать "светским", хотя и был блистательным, в этом смысле, действительно, мог породить сомнения.
Период этот начался с рискованной затеи, чуть было не ставшей гибельной для Ренуара. В 1875 году вместе с Сислеем и Бертой Моризо он решил устроить в отеле Друо продажу с аукциона своих произведений. Наибольшую цену в 300 франков он получил за картину "Пон Нёф", а самую низкую - 50 франков - за картину "Женщина на прогулке". Двадцать полотен едва принесли ему две тысячи франков. К счастью, среди покупателей был Виктор Шоке - в течение долгого времени скромный, но ревностный защитник искусства Ренуара. Он сразу же заказал Ренуару свой портрет и портрет своей жены. Вторым покупателем был Жорж Шарпантье, издатель. Он приобрел "Рыбака с удочкой" за 180 франков и ввел Ренуара в прославленный салон своей жены на улице Гренель. Это улучшило материальное положение художника, его искусство обрело зрелость.
Жорж Шарпантье, отец которого основал прославленное издательство, где печатались романы братьев Гонкур, Доде, Флобера, Золя и писателей натуральной школы. В отношении к Ренуару, чье простодушие ее очаровало, мадам Шарпантье питала привязанность и восхищение, она постоянно выказывала ему свое расположение. Художник сделался другом семьи. Он написал портрет хозяйки дома, ее мужа, детей и портрет мадам Шарпантье вместе с детьми.
В 1876 году состоялась вторая выставка "Анонимного общества", на этот раз у Дюран-Рюэля. Ренуар показал пятнадцать картин, принадлежавших Шоке.
Хотя такой знаток, как Анри Руар, видевший "Мулен де ла Галет" еще во всем первозданном блеске, и утверждает, что картина пострадала после неосторожных расчисток и реставрации, все же эта великолепная, полная жизни работа лучше всего свидетельствует об устремлениях Ренуара и его друзей: раскрыть в моментальном все живописное богатство выбранной темы, выйти из мастерской на солнечный свет, создавать полотна, которые изображая повседневную жизнь, излучали бы радость и красоту. Рауль Дюфи, с полным правом называвший Ренуара своим предшественником и учителем, чтобы почтить его, на свой манер перетолковал эту картину.
Третья выставка импрессионистов состоялась в 1877 году, вновь у Дюран-Рюэля. В этом году Ренуар написал портреты Жанны Самари, о которой он говорил, что ее кожа "излучает сияние".
Распродажа в отеле Друо принесла Ренуару две тысячи франков за шестнадцать картин, а мадам Шарпантье заплатила ему тысячу франков за портрет, на котором она была изображена вместе с детьми (ныне в Музее Метрополитен, Нью-Йорк). Этот портрет был написан в 1878 году и через год выставлен в Салоне, исключительно, как говорил сам Ренуар, считавший себя "обыкновенным живописцем", благодаря престижу самой заказчицы.
Портрет хорошо повесили в Салоне, и Ренуар добился успеха.
Искусство Ренуара, действительно, развивалось, и все же этот портрет, один из лучших во французской школе живописи, рассматривался и продолжает восприниматься как высочайший шедевр Ренуара.
Работы Ренуара теперь регулярно принимались в Салон; он отказался от участия в нем только в 1890 году. Его не было на выставках импрессионистов в 1879, 1880 и 1881 годах.
В 1879 году он вместе с Лестринге предпринял свое первое путешествие в Алжир. Его влекла туда, несомненно, давняя привязанность к Делакруа.
У Ренуара не было желания полностью посвятить себя созданию портретов светских дам, и он вновь вернулся к своим любимым моделям - девушкам из народа.
В 1880 году Жорж Шарпантье, дабы воспротивиться нападкам на импрессионистов, защитить их и помочь им, основал журнал "Ла ви модерн", а затем открыл галерею под тем же названием на Итальянском бульваре, где на первой же выставке показал работы Мане, на второй - Моне.
В 1881 году, после женитьбы Ренуар поехал в Гернси, затем в Италию, куда он снова вернулся через год.
Когда в 1882 году он вместе с Сезанном работал в Эстаке, то заболел воспалением легких, от последствий которого лечился в Алжире.
Художника терзали сомнения: "Я дошел до конца импрессионизма и понял, что не умею ни писать, ни рисовать".
Последний раз он принял участие в выставке "Анонимного общества живописцев, скульпторов, граверов" (теперь оно уже называлось "Независимые") и послал на нее двадцать четыре картины, в том числе "Завтрак гребцов". Затем он возвратился в Италию вновь поклониться Рафаэлю и открыл для себя в Пизе Беноццо Гоццоли, а в Ареццо - Пьеро делла Франческа.
Он находился в глубоком духовном кризисе.
Обнаженное женское тело - он почти не писал его прежде - стало той темой, которая помогла ему достичь цели. При этом Ренуар не отказался от изображения цветов, пейзажей и натюрмортов, они помогали ему постичь то, что тогда называлось феноменом света и по отношению к которому даже критика допускала эксперименты.
То, что Ренуар сам называл своим "жестким периодом", было непосредственным результатом знакомства с искусством Рафаэля и размышлений, которые оно вызвало. Ренуар стал избегать элегантности, грации и беззаботности. Его палитра теперь ограничивалась землями и кобальтом. Формы, которые лепились ранее с помощью тональных живописных переходов, теперь подчеркивались четкой, рационально продуманной линией контура.
На протяжении "жесткого периода", который также именуют "энгровским" и который с тем же успехом можно было бы назвать аскетическим или рафаэлевским, Ренуар с большой охотой обращался к чистому рисунку и к акварели.
Шедевром этого времени являются "Большие купальщицы", возвышающиеся над остальными работами той поры. На создание этой композиции его вдохновил Жирардон. Ренуар видел в Версале его рельеф Нимфы. Купальщицы Ренуара отнюдь не сказочны, они подлинно человечны, хотя художник и стремился сделать их идеальными.
Картины, которые относятся к этому времени - "Танец в Буживале", "Танец в деревне" и "Танец в городе" не утратили свежести, которая так чарует нас в "Качелях", "Завтраке гребцов" или в "Мулен де ла Галет". "Жесткий период" в искусстве Ренуара длился недолго, он был всего лишь переходным этапом.
Уже в 1885 году Ренуар писал Дюран-Рюэлю: "Я вернулся к своей прежней манере - легкой и нежной, и больше не собираюсь ее бросать".
Пьер Ренуар, ставший впоследствии актером, родился в 1885 году. Мать и дитя - изображение, в котором отец продемонстрировал всю чистоту итальянского примитива, было создано в 1886 году. В нем не осталось ничего от внешнего блеска "Ложи" или "Портрета мадам Шарпантъе с детьми". Ренуар словно заново открыл свое искусство и писал с трогательным смущением захватывающую, ясную и полную человеческой красоты картину, не слишком заботясь о том, чтобы соблюдать "точные пропорции человеческого тела".
Ренуара, как впрочем и Моне, Сислея, Сезанна и Кайботта, не было на последней выставке импрессионистов. В это время Ренуар написал "Косу", моделью для которой служила Сюзанна Валадон.
"Большие купальщицы", показанные Жоржем Пти на Международной выставке, вызвали неистовство критиков (среди них первенствовал Гюисманс), но, с другой стороны, с воодушевлением были приняты Визева и другими рецензентами.
Ренуар уже приближался к своему пятидесятилетию, когда успех позволил ему материально обеспечить семью.
Он принял участие в выставке "Группы XX" в Брюсселе, его работы можно было увидеть у Додсвелла в Лондоне, тридцать две картины вошли в состав выставки импрессионистов.
В жизни Ренуар оставался простым. Он говорил, как обыкновенный подмастерье. Жена для него была "хозяйкой", сын - "малышом". Он отправлялся к зубному врачу, чтобы "привести челюсть в порядок".
В 1888 году Ренуар вместе с Сезанном работал в Жа-де-Буффан, затем в Мартиге. Он впервые почувствовал симптомы ревматизма, от которого впоследствии так жестоко страдал.
В 1889 году материально положение Ренуара еще не было блестящим. В этом же году Ренуар поселился с семьей на вершине Монмартра, в Шато де Бруйар - Замке туманов.
Так начался его так называемый перламутровый период.
Ренуар отказался от жесткого контура и четкого рисунка, теперь он лепил форму кистью легкими вытянутыми мазками. Эту манеру трудно анализировать. Нужно просто отдаться ее особому очарованию.
Начиная с 1891 года Ренуар ежегодно уезжал на юг - в Тамара-сюр-Мер, Кассис, Мартиг, Мирамар, Ним и в долину Роны. В 1899 году он впервые приехал в Кань, где в 1903 году приобрел Колетты - заросший оливковыми деревьями холм. Два летних месяца Ренуар ежегодно проводил в Эссуа, где родилась не только его жена, но Габриэль Ренар. Сначала Габриэль нянчила детей Ренуара, а затем стала незаменимой и как гувернантка и как натурщица. Ренуар неустанно прославлял красоту сильного и совершенного тела Габриэли Ренар, или попросту Габриэли, как называют ее, когда хотят воскресить в памяти один из самых впечатляющих женских образов в истории живописи.
В 1892 году Дюран-Рюэль организовал выставку ста одиннадцати картин Ренуара, которые он уже вынужден был просить для этого у разных владельцев.
Второй сын Ренуара, Жан, будущий сценарист и кинорежиссер, родился в 1893 году. В следующем году Ренуар познакомился с Волларом. Тогда же у него случился первый тяжелый приступ ревматизма. В 1896 году умерла мать Ренуара. В 1901 году родился Клод Ренуар, который впоследствии стал керамистом, а сначала он был всего лишь "Коко", очаровательным ребенком, облик которого отец сделал бессмертным.
В 1897 году доктор Вьо купил у Мюрера почти все картины Ренуара. В Эссуа по инициативе Абеля Февра художник решил учиться езде на велосипеде, упал и сломал руку. В 1903 году он вместе с семьей окончательно поселился в Кань.
В 1900 году Ренуар стал рыцарем Почетного легиона (офицером он станет в 1912 году). Его картины экспонировались в Вене, Дрездене, Берлине, Лондоне и Будапеште. О его живописных букетах писали, что "они захватывают не меньше, чем битвы Делакруа".
Все служило Ренуару для того, чтобы выразить наслаждение жизнью. Однажды, сделав набросок розы, он сказал: "Это проба тонов для обнаженного тела". На празднествах в честь рубежа веков он показал десять картин. В 1904 году ему уже был отведен целый зал на Осеннем Салоне.
На его палитре теперь соседствовали киноварь, крапплак, коричнево-красная, желтая охра, неаполитанская желтая, изумрудная зелень, синий кобальт, белила и жженая кость (черная).
В 1907 году "Портрет мадам Шарпантъе с детьми" был продан за девяносто одну тысячу франков. В шестьдесят шесть лет художник обрел достаток.
С 1910 года Ренуар мог передвигаться только с помощью костылей.
В своей живописи он все больше отдавал предпочтение красочным сочетаниям, где доминировал золотисто-красный тон. Когда кто-нибудь высказывал ему по этому поводу опасения, он отвечал, что со временем краски сами по себе блекнут, а патина времени, тем более столетий, довершит остальное.
В 1912 году Ренуару отказали руки и ноги. Но радостное ощущение жизни не покинуло его, хотя он работал кистью, зажатой между двумя еще подвижными пальцами - указательным и большим.
В 1914 году в Лувр было принято собрание графа Исаака де Камондо. Таким образом картины Ренуара попали в этот музей еще при его жизни, вопреки существовавшим правилам, допускавшим подобное лишь через десять лет после смерти художника.
В это время скульптор Гено создал под руководством Ренуара по его рисункам большую статую Венеры и другие скульптуры, позднее отлитые в бронзе. Эстамп не интересовал Ренуара, после него осталось лишь несколько литографий.
Мадам Огюст Ренуар умерла в 1914 году.
Ренуар ненадолго пережил ее. Теперь его переносили с инвалидного кресла прямо на кровать.
В конце 1918 года, незадолго до конца войны, он захотел еще раз посмотреть Лувр. Его небольшой портрет мадам Шарпантье, только что приобретенный государством, был выставлен в зале Лаказ.
Тридцатого ноября он еще писал в Кань небольшой натюрморт - два яблока.
Третьего декабря в два часа ночи его не стало. Ренуара погребли в Эссуа рядом с женой.