Страница 2 из 28 ПерваяПервая 123456789101112 ... ПоследняяПоследняя
Показано с 16 по 30 из 408

Тема: Асы Второй мировой

  1. #16
    Легенда miXei.ru
      "За вклад в развитие форума 2004", "Модератор года 2004", "Лучший модератор раздела Культура 2004", "Юбилейный реальщик", "Лучший старший модератор 2005, "За вклад в развитие форума 2005"
    Аватар для NADYN
    Регистрация
    24.08.2003
    Адрес
    Москва
    Сообщений
    10,699
    Записей в блоге
    17
    Спасибо
    я - 0; мне - 13
    Может ему Микки нревился?
    Или не нравился... Этакое кощунственное отношение к Микки Маусу... А это вообще Микки Маус?

  2. #17
    Группа удаления Аватар для Galand
    Регистрация
    19.06.2004
    Адрес
    С-Петербург
    Сообщений
    537
    Спасибо
    я - 0; мне - 1
    NADYN,
    Или не нравился... Этакое кощунственное отношение к Микки Маусу... А это вообще Микки Маус?
    А мне нравиться. весело...
    Везде пишут что Микки.

    Более подробная биография
    Адольф Галланд (Adolf Galland)
    Родился 19 марта 1912 г. в Вестерхольте (Westerholt) в Вестфалии.

    В возрасте 17 лет он начал летать на планерах, причем увлечение планерами сказалось на его успеваемости в школе. Тем не менее, выпускные экзамены Галланд сдал успешно и в 1932 г. поступил в Немецкую школу воздушных сообщений (Deutsche Verkehrsflieger Schule - DVS), точнее, в отделение DVS в Брауншвайге. При этом на 20 мест претендовало 20 000 (!) человек.

    В начале 1933 г. Галланд получил сертификат пилота. Затем в отделении в Шляйсхайме (Mönchen-Schleissheim) прошел обучение высшему пилотажу, потом в Варнемюнде курс пилотирования гидросамолетов. Позже в Шляйсхайме прошел курс воздушного боя и боевой стрельбы по наземным мишеням.

    Летом 1933 г. Галланд прошел еще один курс пилотажа в Италии на аэродроме Гроталье (Grotaglie). А осенью 1933 г. в Брауншвайге - курс пилотирования тяжелых транспортных самолетов.

    Только после этого подготовка была закончена и Галланд начал работать в авиакомпании "Люфтганза" в качестве второго пилота.

    15 февраля 1934 г. для прохождения первоначальной военной подготовки Галланд прибыл в 10-й пехотный полк в Дрездене. В октябре 1934 г. ему было присвоено звание лейтенанта и он вернулся в "Люфтганзу", а занем некоторое время работал инструктором в авиашколе в Шляйсхайме.

    В апреле 1935 г. лейтенант Галланд был призван на военную службу и направлен в II./JG132.

    В октябре 1935 г. при испытаниях модифицированного самим Галландом биплана FW-44 произошло крушение. Его лицо представляло собой сплошную кровавую маску, у него была трещина в основании черепа, перелом переносицы, несколько осколков стекла попали в левый глаз. В течение трех дней Галланд был в коме. Только усилия врачей и лучшего хирурга того времени профессора Фердинанда Зауэрбруха (Ferdinand Sauerbruch) помогли Галланду остаться в живых. Но его левый глаз в значительной мере потерял зрение и медицинская комиссия дала категорическое заключение о непригодности Галланда к полетам. На помощь Галланду пришел командир II./JG132 майор Йохан Райтель (Johann Raithel). Он не дал хода заключению и в течение года никто не знал о непригодности Галланда к полетам. Но в 1936 году Галланд вновь попал в авиакатастрофу и снова получил тяжелые травмы. Врачи, обнаружившие прежнее заключение, были ошеломлены. Неприятности были у Райтеля, допустившего "полуслепого" Галланда к полетам. Однако Галланд не думал сдаваться. Он выучил наизусть таблицу, по которой осуществлялась проверка зрения и во время тестов "читал" ее как вперед, так и в обратном порядке! Врачи сдались.

    7 мая 1937 г. пароход с "туристами", среди которых был Галланд прибыл в Испанию. Так началась его служба в "Легионе "Кондор". Галланд получил назначение в штаб истребительной группы J/88, которым был очень недоволен, так как отвечал за материально-техническое снабжение и мало летал. Но со временем Галланд проявил себя во время вылетов на штурмовку позиций республиканцев в составе 1.J/88 и его назначены командиром 3.J/88, которая неофициально называлась эскадрильей "Микки Маус", потому что на борту ее самолетов был нарисован этот Диснеевский мышонок. Впоследствии на всех самолетах Галланда присутствовал этот персонаж.

    В составе 3.J/88 Галланд выполнил 187 (по другим данным - 280) боевых вылетов на штурмовку наземных целей, при этом он проявил себя как талантливый организатор и новатор. Он ввел в практику использование аэродромов подскока.

    24 мая 1938 г. командиром 3.J/88 вместа Галланда, срок "командировки" которого заканчивался, был назначен Вернер Мшльдерс (Werner Mölders) с которым они стали неразлучными друзьями.

    С 1 августа 1938 г. Галланд служил в Генеральном штабе Люфтваффе и участвовал в создании двух из первых пяти авиагрупп непосредственной поддержки войск (Schlachtgruppen). Но при этом он настойчиво просился в истребительную авиацию.

    В ноябре 1938 г. Галланда направляют в еще не сформированную I./JG433 и его опыт по формированию авиагрупп оказался очень кстати.

    6 июня 1939 г. Галланд был награжден Немецким Испанским Крестом в Золоте (Deutsche SpanienKreuz in Gold), а спустя две недели девять особо отличившихся легионеров, в том числе Галланд, были награждены Немецким Испанским Крестом в Золоте с Мечами и Бриллиантами (Deutsche SpanienKreuz in Gold mit Schwerten und Brillianten).

    В начале августа 1939 г. Галланд был переведен в II.(Sch)/LG2, вооруженную бипланами Hs-123, и в ее составе совершил 87 боевых вылетов на штурмовку наземных целей.

    1 октября 1939 г. Галланд был награжден Железным Крестом 2-го класса и ему было присвоено звание хауптмана.

    С большим трудом Галланду удвлось вновь перевестись в истребительную авиацию и в апреле 1940 г. он был назначен адъютантом JG27. Несмотря на штабную должность он при любой возможности совершал боевые вылеты, в том числе и в одиночку.

    12 мая 1940 г. к западу от Льежа он одержал свою первую воздушную победу. Еще две победы последовали в тот же день. Всеми тремя жертвами были "Харрикейны" РАФ.

    25 мая 1940 г. за 8 побед Галланд был награжден Железным Крестом 1-го класса. К концу французской кампании он накопил 14 побед.

    6 июня 1940 г. хауптман Галланд был назначен командиром III./JG26 и 14 июня одержал первые победы в составе JG26.

    18 июля 1940 г. Галланд представлен к званию майора. Через несколько дней группа начала боевые вылеты над Ла-Маншем.

    1 августа 1940 г. генерал-фельдмаршал Альберт Кессельринг (Albert Kesselring) вручил Галланду Рыцарский Крест, которым тот был награжден за 17 побед и за многочисленные удачные атаки наземных целей в Испании и Польше. Галланд стал первым пилотом JG26, получившим эту награду.

    21 августа 1940 г. Геринг назначил 28-летнего майора Галланда командиром эскадры JG26. Он сразу же принял меры к тому, чтобы командные должности в эскадре получили наиболее способные пилоты. Кроме того, Галланд начал претворять в жизнь свои идеи относительно тактики прикрытия групп бомбардировщиков. Он начал применять вылеты штабного звена из четырех истребителей.

    23 сентября 1940 г. Галланд одержал очередные победы, сбив два "Харрикейна", и число его побед достигло 40. На следующий день Галланд сбивает еще один "Харрикейн", а вечером он был вызван в Берлин.

    25 сентября 1040 г. Гитлер вручил Галланду Дубовые Листья к Рыцарскому Кресту (Nr. 3).

    1 ноября 1940 г. Галланду присвоено звание оберст-лейтенант.

    К концу 1940 г. на счету Галланда числилось уже 58 побед.

    21 июня 1941 г. Галланд одержал три победы, но сам был сбит дважды. В первый раз ему удалось посадить поврежденный самолет на "брюхо", а во второй раз его Bf-109F-2 W.Nr. 6713 был продырявлен насквозь польским асом Болеславом Дробински (Boleslaw Drobinski) из 303 Sqdn RAF. При этом Галланд получил осколочные ранения в голову и руку. Самолет вспыхнул, фонарь кабины заклинило и Галланду с огромным трудом удалось открыть его и вывалиться из самолета. Но парашют зацепился за стойку антенны и Галланд падал вместе с полностью охваченным пламенем самолетом. Каким-то чудом ему удалось освободиться. Галланд опустился на парашюте недалеко от Булони, вывернув при этом лодыжку.

    Вечером 21 июня 1941 г., уже в госпитале Галланда ознакомили с телеграммой от Гитлера, в которой сообщалось, что он первым в вермахте награжден Мечами к Рыцарскому Кресту. Одновременно с телеграммой гитлер прислал приказ о запрете Галланду совершать боевые вылеты. Но после излечения Галланд начал обходить этот приказ, совершая "испытательные" вылеты и наращивая счет сбитых самолетов.

    22 ноября 1941 г. погиб инспектор истребительной авиации Вернер Мёльдерс, и 28 ноября Галланд был назначен на должность инспектора с присвоением звания оберст.

    На этом посту Галланд занимался организационными вопросами, в-частности, расформировал учебно-боевые эскадрильи в составе эскадр и вместо них сформировал три учебно-боевых группы Ergänzungs-Jagdgruppe Ost, West, Süd ("Восток", "Запад" и "Юг"). Он совместно с Эрхардом Мильхом принял меры к увеличению производства истребителей.

    28 января 1942 г. Гитлер вручил оберсту Адольфу Галланду Бриллианты к Рыцарскому Кресту (Nr. 2).

    12 января 1942 г. Гитлер назначил Галланда лично ответственным за проведение воздушной части операции по проводу немецких кораблей мимо английских берегов в северные воды. Тщательно подготовленная операция "Удар грома" ("Donnerkeil") была успешно проведена 12 февраля и Галланд назвал ее "великим часом" в своей карьере. (Подробнее об этой операции см. здесь.)

    19 декабря 1942 г. Галланду присвоено звание генерал-майора, и в тридцать лет он стал самым молодым генералом в Люфтваффе.

    Летом 1943 г. итальянские и немецкие войска на Средиземном море терпели поражения. В реководстве Люфтваффе росло недовольство действиями своих истребителей. 15 июня 1943 г. Галланд был назначен командиром истребительного командования "Сицилия", оставаясь при этом в должности инспектора истребительной авиации. Изменить положение дел в Италии и на Средиземноморье в-целом, Галланду не удалось. 31 июля 1943 г. Галланд вернулся в Берлин.

    В ноябре 1943 г. Галланд начал решительные действия по продвижению реактивных самолетов Me-262 в боевую практику. 9 декабря 1943 г. было создано опытное командование "Лехфельд" (Erprobungskommando Lechfeld). Галланд настаивал на использовании Me-262 в качестве истребителя, тем самым вошел в противоречие с Гитлером, видевшим в новой машине только бомбардировщик.

    В тайне от руководства Галланд иногда совершал боевые вылеты и ему удалось сбить два четырехмоторных бомбардировщика.

    1 декабря 1944 г. Галланду присвоено звание генерал-лейтенанта.

    Тем временем, отношения между Галландом и Герингом постепенно ухудшались. В-частности, Галланд был категорически против участия истребителей в роли штурмовиков при проведении операции "Боденплатте" ("Bodenptatte"). 29 января 1945 г. он был снят с должности инспектора истребительной авиации и спустя два дня ему было предложено сформировать истребительную группу из реактивных Me-262.

    В свою группу, получившую обозначение JV44 (Jagdverband 44) Галланд пригласил лучших пилотов Люфтваффе. 31 марта 1945 г. JV44 была готова к боевым действиям. В составе этой группы Генерал-лейтенант Галланд сбил шесть четырехмоторных бомбардировщиков и, возможно, один P-38.

    1 мая 1945 г. Галланд вместе с JV44 сдался в плен к американцам, из которого был освобожден в апреле 1947 г., а летом 1948 г. перебрался в Аргентину по предложению ее президента Хуана Перона для помощи в реорганизации Аргентинских ВВС.

    7 февраля 1955 г. Галланд покинул Аргентину и ему предложила возглавить Бундеслюфтваффе ФРГ. Но решение этого вопроса затянулось и в 1956 г. Галланд вышел в отставку. Занимался бизнесом, был почетным президентом Ассоциации немецких летчиков-истребителей, участвовал в многочисленных конференциях. Дважды женился, в том числе в возрасте 72 года.

    Умер Адольф Галланд 9 февраля 1996 г.

  3. #18
    Легенда miXei.ru
      "За вклад в развитие форума 2004", "Модератор года 2004", "Лучший модератор раздела Культура 2004", "Юбилейный реальщик", "Лучший старший модератор 2005, "За вклад в развитие форума 2005"
    Аватар для NADYN
    Регистрация
    24.08.2003
    Адрес
    Москва
    Сообщений
    10,699
    Записей в блоге
    17
    Спасибо
    я - 0; мне - 13
    М-да, пожил он немало... Спасибо за информацию.
    Но вот про эмблему требую уточнения

  4. #19
    Группа удаления Аватар для Galand
    Регистрация
    19.06.2004
    Адрес
    С-Петербург
    Сообщений
    537
    Спасибо
    я - 0; мне - 1
    NADYN, попробую, но не обещаю.

    может разгадка происхождения эмблемы в этом.
    "Галланд представлял собой одну из самых незаурядных личностей в люфтваффе. Мастер подать себя в лучшем виде, он любил в жизни ее самые привлекательные стороны. Он был частым гостем в обществе очаровательных женщин и летал на единственном Bf 109F, в кабине которого на пульте управления имелась... зажигалка для сигарет. С внешней стороны кабины был нарисован его персональный отличительный знак - Микки-Маус с сигарой во рту, размахивающий пистолетом и ножом."

  5. #20
    Группа удаления Аватар для Galand
    Регистрация
    19.06.2004
    Адрес
    С-Петербург
    Сообщений
    537
    Спасибо
    я - 0; мне - 1
    Родился 6 марта 1913 года в городе Новониколаевске (ныне Новосибирск) . Отец - Покрышкин Иван Петрович (1885-1934), переселенец из крестьян Вятской губернии, рабочий. Мать - Покрышкина (Мосунова) Ксения Степановна (1885-1969). Супруга - Покрышкина Мария Кузьминична (1921-2000), участница Великой Отечественной войны, медицинская сестра. Дочь - Бородина Светлана Александровна (1944 - 1996), кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник Института теории и истории изобразительного искусства. Сын - Покрышкин Александр Александрович (1947 г. рожд.), кандидат технических наук, старший научный сотрудник Института океанологии Российской академии наук.
    Судьба не баловала будущего аса и военачальника. Детство и юность его прошли в бедной многодетной семье на рабочей окраине города - Закаменке, которая славилась лихими крепкими парнями. Среди них Александр выделялся тягой к знаниям, интересом к технике, неслучайно его звали «Сашка-инженер». Отличала его и редкая целеустремленность. В своей книге «Познать себя в бою» А.И.Покрышкин пишет: «...двенадцатилетним мальчишкой я впервые увидел прилетевший агитсамолет. Среди всех жителей города, сбежавшихся на поле военного городка и окруживших самолет, стоял и я... Потрогал его крылья и мысленно сказал себе: "Буду делать все, но стану только летчиком".»
    В 1928 году Покрышкин успешно оканчивает семилетку. Некоторое время подрабатывает кровельщиком в строительных организациях, а весной 1930 года, вопреки воле отца, желавшего, чтобы сын получил профессию счетовода, поступает в школу ФЗУ Сибкомбайнстроя и уходит из дома в общежитие.
    Сибкомбайнстрой - один из первых гигантов индустриализации, в годы войны крупнейший производитель боеприпасов. Через полтора года Александр оканчивает ФЗУ, до июля 1932 года работает слесарем-инструментальщиком. Затем добровольно идет на службу в РККА. По комсомольской путевке его направляют в Пермь, в авиационную школу. Но там неожиданно для себя он узнаёт о том, что летное отделение отменено. Осуществление мечты было отложено на несколько лет.
    Но Александра ничем было не остановить, с неукротимой настойчивостью он пишет десятки рапортов. И все об одном - о переводе в летное училище. Ответ краток: авиации нужен и технический состав. Спустя многие годы жена Александра Ивановича Мария Кузьминична Покрышкина напишет в своей книге «Жизнь, отданная небу»: «Однажды в санатории "Архангельское" мы встретили человека, на чье имя в свое время Саша послал сорок четыре (!) рапорта о том, чтобы его направили в летную школу. Александр Иванович напомнил ему об этом. "Знать бы, каким ты станешь летчиком, после первого же рапорта я бы сам за тобой приехал", - сказал он».
    Кстати, авиатехником Александр становится первоклассным. Его девиз: «знать всё в авиации». В декабре 1933 года он оканчивает 3-ю Пермскую военную школу авиационных техников, а спустя год - Курсы усовершенствования техсостава ВВС РККА имени К.Е. Ворошилова в Ленинграде. С декабря 1934 по ноябрь 1938 года А.И. Покрышкин - старший авиатехник звена в 74-й стрелковой дивизии в Краснодаре. По службе характеризуется отлично.
    Уже тогда проявляется его творческая натура. Он вносит ряд предложений по усовершенствованию авиапулемета ШКАС, конструкции самолета-разведчика Р-5. Отправляет свои разработки в Москву, получает благодарственное письмо от Главного конструктора Н.Н. Поликарпова.
    Инженерные знания, аналитический ум, творческая увлеченность замечены командованием, Покрышкину поручают вести занятия с техническим персоналом части. Он преподает в аэроклубе Осо-авиахима, ведет кружок планеристов во время летних сборов. По собственным чертежам строит тренажер для тренировки летчика, планер.
    А небо по-прежнему влечет его с невероятной силой. Он продолжает сам подниматься в небо на планере, позднее в качестве летчика-наблюдателя на Р-5. Одновременно совершенствует навыки спортсмена - гимнаста, стрелка, велосипедиста.
    Воентехник 2-го ранга Покрышкин - любитель и знаток военно-исторической литературы. Его кумиры - знаменитые русские летчики П.Н. Нестеров - автор «мертвой петли», и Е.Н. Крутень, сбивший 20 самолетов в период первой мировой войны, написавший книги «Воздушный бой» и «Истребительная авиация».
    Дерзостная мечта о небе привела к неожиданному для всех поступку. Покрышкин оформляет очередной отпуск и за 17 дней на отлично сдает годичную программу летной подготовки аэроклуба. Сопротивление отдела кадров ВВС наконец-то сломлено. Покрышкин, даже не зайдя в квартиру за вещами, с вокзала выезжает по направлению в Краснознаменную Качинскую авиашколу пилотов имени А.Ф. Мясникова.
    В 1939 году старший лейтенант А.И. Покрышкин оканчивает с отличными оценками авиашколу и с чувством огромной радости выезжает в Кирово-град, в 55-й истребительный авиаполк. Здесь и началась его летная биография. И уже на этом этапе еще совсем юный Покрышкин проявил себя как сторонник энергичного пилотирования с высокими перегрузками, инициатор стрельбы с предельно короткой дистанции: «Пусть слабаки стреляют на двести метров, а я буду стрелять на сто и меньше!»
    Далеко не все командиры спокойно отнеслись к нарушениям устаревших инструкций. «Это, - как пишет сам Александр Иванович, - в некоторых случаях приводило к конфликтным ситуациям. Но не даром говорят, что сибиряки народ упрямый. Несмотря ни на что, твердо придерживался своей линии».
    Войну Покрышкин встретил в Молдавии. И уже 23 июня открывает счет - сбивает первый Ме-109. 3 июля, уже имея несколько побед в воздухе, он был сбит зенитным огнем над рекой Прут. Самолет в ходе приземления на опушке леса был разрушен. Летчику, несмотря на повреждение ноги, удалось на четвертый день добраться до расположения полка. В санчасти Александр Иванович начинает вести тетрадь «Тактика истребителей в бою». Туда он заносит свои соображения и расчеты, рисует схемы. Творческий характер Покрышкина-летчика не остался незамеченным. Уже осенью командир полка В.П. Иванов поручает именно ему вводить в строй молодых летчиков.
    Однажды Покрышкин сказал: «Кто в 1941-1942 годах не воевал, тот войны по-настоящему не видел». В этом была большая правда - чего только не довелось испытать летчикам в ту тяжелую пору: отступление в условиях частой потери связи и управления, штурмовки на лишенных броневой защиты истребителях, которые сами летчики называли «пляской смерти», опасное переутомление после нескольких ежедневных боевых вылетов.
    Не раз техники с изумлением рассматривали пробоины в «миге» Покрышкина. В одном из боев пуля, ударив в правый борт кабины, задела плечевые лямки парашюта и от левого борта снова ушла направо, оцарапав подбородок и забрызгав кровью лобовое стекло. Два раза буквально у ног летчика не взрывались сброшенные на аэродром бомбы. Эти случаи (их было не менее десяти), писал Александр Иванович в своих мемуарах, «заставили поверить в судьбу. Никогда не буду прятаться от врага и останусь жив. Этому следовал всегда».
    5 октября 1941 года в районе Запорожья Покрышкин был сбит второй раз. Несколько дней выходит он из окружения с боями во главе группы солдат.
    В конце 1941 года основная боевая работа Покрышкина - разведчик, способный дать достоверную информацию командованию Южного фронта. В ноябре в условиях, когда нижняя кромка облаков опускалась до 30 метров, на бреющем полете Покрышкин в одиночку (перед этим с тем же заданием вылетали два истребителя И-16 и не вернулись) находит в районе Ростова-на-Дону основную группировку танковой армии генерала фон Клейста - более 200 машин. За этот подвиг он награжден орденом Ленина.
    В августе 1942 года полк, ставший к тому времени 16-м гвардейским, после тяжелейших боев был в предгорьях Кавказа отведен в тыл для переучивания на новую технику - поставленные в СССР по ленд-лизу американские истребители Р-39 «аэрокобра». Летчики ВВС США считали эти машины тяжелыми и опасными в управлении, с трудным выводом из плоского штопора. Но советские пилоты смогли справиться с этими недостатками и, используя сильные стороны «аэрокобры» (мощное вооружение и отличную радиосвязь), сделали этот самолет одним из самых результативных во второй мировой войне.
    Здесь, в тылу среди своих, однажды летчика подстерегла опасность. Не терпевший косности, трусости, несправедливости, Покрышкин говорил, как думал, невзирая на лица. Это не раз приводило к осложнениям в его отношениях с начальством. Новый командир полка, сам редко поднимавшийся в воздух, сфабриковал дело, чтобы избавиться от непокорного подчиненного. Было отозвано представление к званию Героя Советского Союза. Покрышкина обвинили в нарушении наставлений и инструкций по действиям истребителей, исключили из партии и из штатного состава полка.
    Несмотря на опалу, летчик продолжал разработку своих тактических приемов, которые, как он писал, «пригодятся моим друзьям, летчикам эскадрильи и полка». После вмешательства вышестоящего начальства «дело» было прекращено. В ходе личной беседы с «провинившимся» командующий 4-й воздушной армией генерал-майор Н.Ф. Науменко предлагает ему должность заместителя командира полка. Другой бы, пожалуй, ухватился за это предложение. А Покрышкин просит оставить его командиром эскадрильи. Многое связывало его с этим подразделением. И многое еще он намеревался проверить в боях. С этой эскадрильей, обученной им по собственной системе, в блестящей боевой форме А.И. Покрышкин в апреле 1943 года возвращается на фронт.
    Началось воздушное сражение на Кубани. По плотности боев и концентрации самолетов на достаточно узком участке фронта оно не имело аналогов во второй мировой войне. Для удержания стратегического Таманского плацдарма на аэродромах юга Украины, Крыма, Тамани немецкое командование сосредоточило более 1000 самолетов. Прибыли сюда и элитные истребительные эскадры: 52-я, 3-я «Удет» и 51-я «Мельдерс», названные в честь летчиков - национальных героев Германии.
    Установилась ясная погода, и каждый день над Голубой линией немецкой обороны проходило непрерывно, с постоянным наращиванием сил, до 50 групповых воздушных боев с одновременным участием до 200 самолетов. Шла, по воспоминаниям очевидцев, «настоящая рубка». В действиях люфтваффе впервые начали наблюдаться нерешительность и вялость, господство в воздухе необратимо переходило к «сталинским соколам»...
    Особенную славу стяжал 16-й гвардейский полк, первой эскадрильей которого командовал Александр Покрышкин. 12 апреля в одном из первых же боев по прибытии на Кубань он на глазах у командующего ВВС фронта генерал-лейтенанта К.А. Вершинина сбил четыре «мессершмитта». За этот успех летчик-новатор награжден орденом Красного Знамени.
    Через несколько недель имя Покрышкина уже гремело во фронтовой и центральной прессе. Более того, как сообщает вышедшая в Германии книга «История воздушной войны. 1910-1970», «советские летчики, воевавшие на Кубани, завоевали мировую известность. Во главе их стоял Александр Покрышкин». А американские газеты «Нью-Йорк таймс» и «Нью-Йорк геральд трибьюн» отмечали вручение советскому асу Золотой медали, высокой боевой награды США». 24 мая 1943 года А.И. Покрышкину было присвоено звание Героя Советского Союза.
    Широко известен легендарный бой 29 апреля 1943 года. Тогда восьмерка ведомых Покрышкиным «аэрокобр» рассеяла и повернула назад три эшелона Ю-87 (81 самолет). К тому же их прикрывали десять Me-109. Одна пара сковала истребителей противника, шестерка остальных «соколиным ударом» сквозь мощнейший огневой заслон (стрелки 27 бомбардировщиков посылали навстречу более 400 пуль в секунду), дважды повторив математически рассчитанный маневр с переменным профилем пикирования и резким уходом вверх, расстреляла 12 «юнкерсов» (четыре из них - Покрышкин). Возвращаясь на аэродром, он сбивает пятый бомбардировщик. В очерке «Хозяин неба - Александр Покрышкин» фронтовые корреспонденты А. Малышко и А. Верхолетов писали: «Разве он стреляет? - говорят о нем друзья. - Он наваливается всем огнем, сжигает, как доменная печь». Все огневые точки на машине Покрышкина были переведены на одну гашетку.
    Вчетвером против 50, втроем против 23, в одиночку против 8 вступал в бой Покрышкин. И никогда не знал поражений. Притом в каждой схватке он брал на себя самое опасное - атаку ведущего немецких групп. Так сложилось еще в 1941-1942 годах, когда при порой десятикратном количественном превосходстве немцев в воздухе единственным способом переломить ход боя была победа над командиром-асом. Это сразу лишало противника управления и уверенности. Богатырь-сибиряк, переносивший немыслимые для большинства пилотов перегрузки, и вездесущий в небе («Да сколько их, Покрышкиных?!» - донесся однажды до полковой рации отчаянный вопль немецкого летчика) помимо блистательных личных побед стал автором главных тактических приемов и построений своего полка. Эта тактика, замеченная и по достоинству оцененная после впечатляющих успехов полка, с 1943 года стала основой действий советской истребительной авиации, обеспечив ее превосходство над врагом.
    В книге «Советские Военно-воздушные силы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» есть такие слова: «Командир эскадрильи капитан А.И. Покрышкин по праву занимал среди летчиков-героев первое место как новатор наиболее передовых приемов воздушного боя... В небе Кубани Покрышкин один из первых на личном примере показал все преимущества эшелонированного боевого порядка по высоте, как внутри группы истребителей, так и между группами».
    Обладая ясным слогом, А.И. Покрышкин сам выступает со статьями в военной печати, где пишет о созданной им знаменитой «формуле грозы»: «Высота - скорость - маневр - огонь!», о «кубанской этажерке», о «соколином ударе», о новом методе патрулирования на больших скоростях по принципу движения маятника часов и других тактических новшествах. «Подвиг требует мысли, мастерства и риска» - таким было кредо легендарного летчика, которого Герой Советского Союза известный пилот и писатель М.Л. Галлай точно назвал «мыслителем в нашем деле».
    А.И. Покрышкин создал собственную систему подготовки асов. Особое значение придавал он боевой дружбе и слетанности в эскадрильях. Не раз оставлял Покрышкин уже пойманный в прицел немецкий самолет ради спасения попавшего в опасность своего летчика. До конца своих дней больше всего гордился он тем, что по его вине не погиб ни один из тех, кого он водил в бой.

    Он увеличивает счет сбитых немецких самолетов в воздушных боях над Донбассом. 23 августа в одном из боев в районе реки Миус Покрышкин во главе четверки атакует три девятки Ю-87, прикрытых истребителями. Сбивает два «юнкерса», один из которых разваливается на части, но в бою с «мессершмиттами» сам едва избегает гибели. Спас командира его ведомый Г.Г. Голубев, который подставил свой самолет под огонь «мессера». Покинувшему с парашютом горящую машину Голубеву удалось приземлиться на нейтральной полосе и вернуться в полк. Завершил войну старший лейтенант Георгий Гордеевич Голубев, постоянный ведомый А.И. Покрышкина, Героем Советского Союза. 9 мая 1945 года он сбил над Прагой последний немецкий самолет, уничтоженный в воздушном бою на европейском театре второй мировой войны.
    24 августа 1943 года Покрышкину вторично присвоено звание Героя Советского Союза.
    Одним из самых памятных для Покрышкина и его однополчан был бой с группой Ю-88 21 сентября 1943 года в районе Большого Токмака (Запорожская область). На этот раз схватка происходила на глазах командования и сотен зрителей с земли.
    Накануне вернулся в полк инженер, у которого на оккупированной территории немцы расстреляли всю семью. Покрышкин обещал отомстить. Как пишет он в своей книге: «Мы уже не раз слышали, да и сами были свидетелями зверств гитлеровцев. В душе накапливался клубок жгучей ненависти. Он постоянно клокотал, не давал успокаиваться, заставлял искать врага, разить его». И вот бой, который также мог стать последним в судьбе великого летчика. «Вхожу в строй бомбардировщиков. В прицеле ведущий. Очередь - и передо мной возникает огромный круг огня. Оторванное крыло взорвавшегося Ю-88 бьет рядом идущий бомбардировщик и проносится мимо меня с медленно вращающимся винтом мотора. Какое-то мгновение, не успев среагировать рулями, пронизываю центр огненного шара и оказываюсь в строю бомбардировщиков. Правее меня, отставая, горел Ю-88, поврежденный взрывом ведущего. Ошеломленный неожиданным взрывом, я какие-то секунды соображал, что делать. В панике высыпая бомбы, "юнкерсы" начали разворачиваться в обратную сторону. Бросаю самолет на ближайший справа. Он с разворотом входит в пикирование. Очередь по правому крылу - и из него потянулись струйки дыма. Но бомбардировщик с углом пикирования градусов сорок тянет к линии обороны. Переношу прицел на левый мотор и даю в упор очередь. Из мотора и центроплана хлынула полоса черного дыма с огнем, Ю-88 падает и врезается в крутой берег реки Молочной».
    Вернувшегося на свой аэродром Покрышкина встречает полковой инженер: «Товарищ майор, зачем вы так рисковали? У меня при виде взрыва в воздухе даже защемило сердце...» А один из летчиков сообщает, что третий бомбардировщик не засчитан командиром полка как самовозгоревшийся от взрыва своего ведущего, перегруженного бомбами и топливом...
    В ноябре того 1943 года Покрышкин в трех вылетах на особо любимую им «свободную охоту» сбивает над Черным морем на воздушных коммуникациях противника между Крымом и Одессой четыре транспортных Ю-52. Обнаружение этих одиночных самолетов в 100-200 километрах от берега над морем, бушующим в девятибалльном шторме, как пишет историк истребительной авиации Н.Г. Бодрихин, «может быть объяснено, пожалуй, лишь гением летчика». Сам Покрышкин описывает один из этих вылетов в своей лаконичной манере: «В четвертом полете на "охоту" над морем обнаружил Ю-52. Он шел крадучись, на высоте метров семьдесят, скрываясь в свисающей к воде бахроме облаков. Подойдя к нему снизу, ударил очередью из всего оружия по кабине. Самолет круто пошел к воде. Я тут же отдал ручку управления от себя и второй очередью прошил ему "живот". И тут рывком ручки на себя перескочил всего лишь в нескольких метрах через хвост падающего самолета... Настроение скверное - чуть не столкнулся».
    Узнавший об этом случае командующий 8-й воздушной армией генерал-лейтенант Т.Т. Хрюкин запретил Покрышкину полеты над морем, о чем тот очень сожалел.
    В феврале 1944 года последовал вызов к высокому начальству. Прославленному асу предлагают генеральскую должность начальника отдела боевой подготовки истребительной авиации ВВС. Покрышкин без раздумья отказывается от повышения и возвращается на фронт. В марте 1944 года Покрышкин становится командиром 16-го гвардейского истребительного авиаполка (4-й Украинский фронт).
    В июле 1944 года он получает звание полковника, назначается командиром 9-й гвардейской истребительной авиадивизии. Это назначение вызвало у летчика такие раздумья: «Командир дивизии летает на боевые задания редко: штабная работа, управление авиацией на линии фронта не позволяют часто вести бои. Но разве так уж важен для победы личный счет. Раз мне доверяют такую должность, то надо сделать все, чтобы оправдать высокую честь».
    А.И. Покрышкин остается летающим комдивом. Так 14 июля 1944 года он, после ранения в бою командира одного из своих полков Героя Советского Союза Б.Б. Глинки, ведет ударную восьмерку истребителей, атакует группу Ю-87 и Хш-129, насчитывающую около 50 самолетов, и одерживает три личные победы.
    19 августа 1944 года за 550 боевых вылетов и 53 сбитых самолета ему в третий раз присваивается звание Героя Советского Союза. А.И. Покрышкин стал первым, кто был удостоен этого звания и оставался единственным трижды Героем до дня Победы над Германией.
    Официально за Покрышкиным числятся более 650 боевых вылетов и 59 лично сбитых самолетов. Действительная цифра, видимо, еще больше.
    Как писал Герой Советского Союза генерал-полковник авиации Г.У. Дольников в книге «Покрышкин в воздухе и на земле» (Новосибирск, 1994): «Сейчас, думаю, можно написать и о том, что Покрышкин щедро делился победами со своими подчиненными. Была на фронте такая форма поддержки молодых летчиков... Личный счет Покрышкина, с учетом незасчитанных сбитых, был, думаю, не менее 100. А ведь в 1944 - 1945 годах, когда мы господствовали в воздухе, ему, командиру дивизии, летать запрещали».
    В последний год войны Покрышкин показал себя выдающимся командиром дивизии. Несмотря на запреты, он продолжал, хотя и реже, водить в бой группы своих истребителей. Командующий 1-м Украинским фронтом Маршал Советского Союза И.С. Конев писал о Покрышкине, что «он показал себя на фронте не только человеком большой личной храбрости, но и искуснейшим организатором боевых действий. Александр Иванович владел не только высочайшим личным искусством воздушного боя, не только превосходно руководил этими боями в воздухе, выбирая каждый раз наиболее выгодные боевые порядки и уничтожая максимальное количество вражеских самолетов, но умел еще на земле наилучшим образом подготовить летный состав к действиям в воздухе, быстрее и точнее всех перебазироваться, лучше всех организовать аэродромную службу. Кстати сказать, именно он первым начал летать с германских автострад, используя их как аэродромы. Покрышкин - гордость нашей авиации...».
    И.Н. Кожедуб, второй наш трижды Герой, говорил, что считает себя учеником Покрышкина, у которого учился воевать и жить, быть человеком.
    Интересно и мнение противника. Оно изложено в главе «Сталинские соколы» из популярной в ФРГ книги американских историков авиации Р. Толивера и Т. Констебля о лучшем асе люфтваффе Э. Хартмане. «Покрышкин путем математического анализа, - пишут авторы, - нашел те основополагающие формулы тактики, к которым Хартман впоследствии пришел чисто интуитивно. Аналогичность концепций и заключений достойна внимания... Покрышкинские нововведения во многом способствовали тому, что советская истребительная авиация отказалась от догматической доктрины довоенного времени... Пропагандистские искажения не должны привести к тому, чтобы видеть деятельность Покрышкина как летчика-истребителя, командира и тактика через фальшивые очки. Его слава заслужена, и уместно в этой книге отдать дань уважения тому, кто часто дрался с Хартманом и летчиками 52-й истребительной эскадры».
    Начиная с Кубани при появлении Покрышкина немецкие посты оповещения били тревогу: «Внимание! Внимание! В воздухе Покрышкин!» Были случаи, когда на «аэрокобре» Покрышкина вылетал кто-то из его друзей-летчиков, но найти противника им было трудно, пилоты люфтваффе уходили от боя.
    Поздравляя Александра Ивановича с присвоением звания трижды Героя Советского Союза, командир корпуса А.В. Утин сказал ему: «Рад за тебя, Саша! Ты по праву заслужил это звание и носи его с гордостью. Но запомни мои слова: твои три Звезды - это твой терновый венец, который очень больно будет колоть тебя всю жизнь...» Слова эти оказались пророческими.
    После войны Покрышкин отказался служить в богемной атмосфере штаба Василия Сталина, командующего ВВС Московского военного округа, где многие делали легкую карьеру. Лишь в августе 1953 года трижды Герою присвоено первое генеральское звание. В 1949-1955 годах он служит заместителем командира 33-го истребительного авиакорпуса ПВО, командиром 88-го истребительно-авиационного корпуса ПВО в разрушенном войной Ржеве. Затем год командует истребительной авиацией Северокавказской армии ПВО. С 1959 по 1968 год служит в Киеве, с 1961 года - командующим 8-й отдельной армией ПВО - заместителем командующего войсками Киевского военного округа по войскам ПВО. В 1968 году переводится в Москву заместителем Главкома ПВО страны.
    В 1972 году, в 59 лет, боевого генерала Покрышкина, до 1963 года летавшего на новейших реактивных истребителях (последний - МиГ-17), окончившего с отличием Военную академию имени Фрунзе (1948) и Военную академию Генштаба (1957), кандидата военных наук, назначают на пост председателя ЦК ДОСААФ.
    Все соединения, которыми командовал Покрышкин, становились лучшими, но высшие посты в авиации заняли другие. На компромиссы Покрышкин не шел. Вещи всегда называл своими именами. Позднее, например, несмотря на ощутимое давление, не стал писать воспоминания о «роли Л.И. Брежнева» после того, как Генеральный секретарь упомянул о подвигах летчика в «Малой земле».
    Возглавив оборонное общество, А.И. Покрышкин почти десять лет находился на этом посту и сыграл особую роль в истории ДОСААФ. Для него сразу же стали первостепенными задачи военно-патриотического воспитания, технического обучения и физической закалки молодежи - достойного резерва наших Вооруженных Сил. Александр Иванович с головой ушел в решение проблем, связанных с реализацией задач оборонного общества.
    В 1972 году ему было присвоено звание маршала авиации.
    Заместитель председателя ЦК ДОСААФ в 1975-1988 годах генерал-лейтенант В.В. Мосяйкин вспоминал: «Огромный авторитет, который имел в стране Покрышкин, его талант выдающегося государственного деятеля, высокие человеческие качества обусловили подъем деятельности оборонного общества. Он умел обеспечить комплексное решение важнейших задач ДОСААФ. Большое внимание уделял Александр Иванович финансовым вопросам. Общество начало получать гораздо большие средства за счет подготовки специалистов на договорных началах, автолюбителей. О темпах строительства говорит общее мнение о том, что именно Покрышкин вывел организации ДОСААФ из ветхих домов и подвалов в новые благоустроенные здания.
    У Покрышкина была целая концепция укрепления ядра руководителей на местах и в центре. Все свои замыслы он проводил в жизнь с исключительной целеустремленностью. Александр Иванович умел ценить людей, их инициативу, их труд. Впервые за многие годы повысилась заработная плата штатных сотрудников.
    Покрышкин жил интересами оборонного общества... Когда после тяжелой операции врачи разрешили ему работать не более двух-трех часов, он написал рапорт с просьбой об освобождении от должности. Его уговаривали: "Работайте, у вас же есть заместители, один ваш авторитет так много значит..." Но Покрышкин ответил: "Нет. Я не хочу, чтобы мне в спину смотрели люди, когда я буду уезжать домой до конца рабочего дня..." Это тоже говорит о его высочайшем чувстве ответственности.
    С такой же ответственностью занимался А.И. Покрышкин и депутатской деятельностью. С 1946 по 1984 год он - депутат Верховного Совета СССР, в 1978-1984 годах - член Президиума Верховного Совета СССР. С 1981 года А.И. Покрышкин - в Группе генеральных инспекторов Министерства обороны.
    Имя А.И. Покрышкина, легендарного летчика-аса и мыслителя, стало символом Победы. Поздравляя его с присвоением звания маршала авиации (1972) А.М. Василевский писал: «Все содеянное Вами в годы Великой Отечественной войны как никому дает Вам право на присвоение этого высокого воинского звания. Вы его заслужили как никто другой». Доктор исторических наук В.П. Попов в своей статье «Почему русские выиграли войну?» пишет: «По свидетельству летчиков, участвующих в боях вместе с трижды Героем, присутствие в группе Покрышкина вселяло во всех уверенность в нашей непобедимости, добавляло смелости и силы воли идти на риск... Личность А.И. Покрышкина в наибольшей степени отражает характер и дух русского народа, а знание его жизненного пути позволяет самым точным образом понять, КТО и ПОЧЕМУ выиграл Отечественную войну».
    Однажды в квартире А.И. Покрышкина раздался звонок. На площадке оказался невесть как одетый старичок. В руках он держал книгу.
    - Скажите, пожалуйста, могу ли я видеть Александра Ивановича?
    - К сожалению, он уже уехал.
    - Вы меня извините. Мне уже больше восьмидесяти и прийти еще раз я навряд ли смогу. Передайте ему от меня в дар книгу о Суворове и бюстик полководца.
    На книге, подаренной А.В. Гудыриным, оказалась надпись: «Никогда не умрет слава героя Покрышкина в сердцах русских, так же, как полководца Суворова».
    В предисловии приведено изречение А.В. Суворова: «Потомство мое прошу брать мой пример: всякое дело начинать с благословением Божьим, до издыхания быть верным государю и Отечеству, убегать роскоши, праздности, корыстолюбия и искать славы через истину и добродетель...»
    Не символично ли все это? Два имени рядом - разные были у них стихии: у одного - поля земных сражений, у другого - с детства влекущее к себе небо, перекрещенное огненными трассами в пору войны. Но есть и общее. Это - беззаветное служение Отечеству. И оба вошли в историю как великие подвижники. И навсегда останутся в памяти многих поколений.
    Трижды Герой Советского Союза А.И. Покрышкин награжден шестью орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, четырьмя орденами Красного Знамени, двумя орденами Суворова II степени, орденом Отечественной войны I степени, двумя орденами Красной Звезды, орденом «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» III степени, 11 иностранными орденами, многими медалями. За этими наградами - высокое признание благодарной Родины.
    Умер А.И. Покрышкин 13 ноября 1985 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве. Одна из улиц юго-запада столицы носит его имя. В 1993 году получила название «Покрышкин» малая планета. В Новосибирске открыта станция метро «Покрышкинская». Там же, на родине трижды Героя, установлен бронзовый бюст. На западе России, в Калининградской области, несут боевое дежурство летчики родного для великого аса гвардейского истребительного ордена Александра Невского авиаполка имени маршала Александра Покрышкина.


  6. #21
    Группа удаления Аватар для Вольф-Дитрих Вильке
    Регистрация
    19.01.2005
    Адрес
    Город-Герой Москва
    Сообщений
    1,120
    Спасибо
    я - 4; мне - 16
    Интересная Биография, про Покрышкина..........
    Только одно замечание: Боевой счет он открыл 22 июня, правда это был Советский Су-2, сбитый по ошибке.
    Почему-то этот факт малоизвестен.........
    Слабость в безоружности.

  7. #22
    Группа удаления Аватар для Galand
    Регистрация
    19.06.2004
    Адрес
    С-Петербург
    Сообщений
    537
    Спасибо
    я - 0; мне - 1
    Вольф-Дитрих Вильке, почему малоизвестен понятно, другой вопрос стоит ли на этом акцентировать внимание.

  8. #23
    Группа удаления Аватар для Вольф-Дитрих Вильке
    Регистрация
    19.01.2005
    Адрес
    Город-Герой Москва
    Сообщений
    1,120
    Спасибо
    я - 4; мне - 16
    А почему бы и не сакцентировать? В конце концов это тоже исторический факт!
    Заслуживающий внимания!
    Слабость в безоружности.

  9. #24
    Группа удаления Аватар для Algo
    Регистрация
    17.01.2005
    Адрес
    РФ
    Сообщений
    527
    Спасибо
    я - 0; мне - 0
    Вольф-Дитрих Вильке,
    А почему бы и не сакцентировать? В конце концов это тоже исторический факт! Заслуживающий внимания!
    Своих часто сбивали. Но в победы не заносили. Мне интересно, Су-2 пытался отстреливаться? И кто за штурвалом был. Помниться где-то проскакивало, что Пстыго, впоследствии маршал.

  10. #25
    Группа удаления Аватар для Вольф-Дитрих Вильке
    Регистрация
    19.01.2005
    Адрес
    Город-Герой Москва
    Сообщений
    1,120
    Спасибо
    я - 4; мне - 16
    Мне сии факты неизвестны, как и часть, из которой был Су-2.
    Слабость в безоружности.

  11. #26
    Группа удаления Аватар для Вольф-Дитрих Вильке
    Регистрация
    19.01.2005
    Адрес
    Город-Герой Москва
    Сообщений
    1,120
    Спасибо
    я - 4; мне - 16
    Кстати, насчет того, что некоторые считают, что победы присуждались по количеству моторов.Вот нашел интересную выдержку о победе лейтенанта Вильгельма Криниуса (114 побед) из 3./JG53:

    28 декабря вблизи Бизерты разыгралось ожесточенное сражение: к порту пытались прорваться восемнадцать “крепостей” и восемь “Лайтнингов”. В этом бою Криниус сбил свой самый почетный, 105-й трофей: В-17 - единственный четырехмоторный самолет на его боевом счету. Свидетелем этого был лейтенант Герхард Опель (Lt. G.Opel) из 11./JG26: "Я видел, как Вильгельм Криниус сбил четырехмоторник. Он принадлежал к “упрямому восемнадцатому”. Их очень трудно было разъединить, каждый самолет строго сохранял свое место в строю. Криниус зашел бомбардировщику в хвост и буквально распилил его. Сначала “выключил” хвостового стрелка, а затем короткими очередями один за другим подбил все четыре мотора".

    Я думаю не возникнет вопросов о победах HSS.
    Слабость в безоружности.

  12. #27
    Группа удаления Аватар для Algo
    Регистрация
    17.01.2005
    Адрес
    РФ
    Сообщений
    527
    Спасибо
    я - 0; мне - 0
    Вольф-Дитрих Вильке,
    Кстати, насчет того, что некоторые считают, что победы присуждались по количеству моторов.
    Вольф-Дитрих Вильке, раз уж ты "болеешь вопросом", дай ссылку, где достоверно сказано как немцы считали и подтверждали победы. А еще лучше сравнение с другими странами.

  13. #28
    Группа удаления Аватар для Вольф-Дитрих Вильке
    Регистрация
    19.01.2005
    Адрес
    Город-Герой Москва
    Сообщений
    1,120
    Спасибо
    я - 4; мне - 16
    Хехе, у меня в основном описание потверждения побед в книгах, но ради тебя поищу чуть позже в инете, по всем странам (должны быть, сейчас почти все книги сканируются и выкладываются). Как где и у кого!
    А что касательно достоверности немецких побед, я уже приводил ссылочку: http://luftwaffe.cz/viermot.html Здесь собраны пилоты, сбивавшие 4-х моторнуе бомбордировшики, и почти у каждого есть подробные списки побед: где, когда, кого, вплоть до типа сбитого самолета. Посмотри, и увидешь, что 4-х моторный В-17, засчитывается так же как и Р-51, к примеру, как одна победа.
    Слабость в безоружности.

  14. #29
    Группа удаления Аватар для Вольф-Дитрих Вильке
    Регистрация
    19.01.2005
    Адрес
    Город-Герой Москва
    Сообщений
    1,120
    Спасибо
    я - 4; мне - 16
    Вот, пока это накопал:

    Япония
    У союзников летчик, сбивший пять и более самолетов противника, получал титул «аса», паблисити в прессе, разнообразные награды, мог претендовать на внеочередное повышение в звании.
    Японцы адоптировали под себя многие западные, в первую очередь европейские, авиационные традиции, но восточная культура отвергала присущей Западу индивидуализм. С раннего детства японским детям прививались навыки коллективизма, стремление не выделяться на фоне остальных. И в предвоенные, и в военные годы, инструкторы в летных школах обучали группу курсантов в целом, никого из них не выделяя. Понятие «индивидуальный подход» отсутствовало как таковое. В строевых частях поощрения или взыскания, за редким исключением, также получало скопом все подразделение.
    В период войны в Китае, в первые месяцы войны на Тихом океане в некоторых подразделениях стали вести учет самолетов, сбитых отдельными пилотами. Высшее командование одобрило подобную практику только в 1943 г. С другой стороны, в отдельных подразделения категорически отказывались выделять отдельных пилотов среди других: победа в воздушном бою - плод коллективных усилий!
    Тем не менее, подавляющее большинство японских летчиков-истребителей, как и их коллеги из ВВС других стран мира, всегда ревностно подсчитывали количество сбитых ими самолетов противника. Росту морального духа асов способствовали отметки об одержанных победах, нарисованные на истребителях. Крайне редко за японскими летчиками закреплялись определенные истребители - пилоты летали на тех машинах. Которые в настоящий момент считались боеспособными. Поэтому отметки о победах на фюзеляжах истребителей морской авиации Японии говорят скорее о том, сколько побед было одержано на конкретной машине, а не конкретным летчиком.
    Системы подтверждения побед не существовало вообще, как не было и документов, официально регламентирующих этот процесс. Многие летчики считали сбитым любой самолет противника, за которым потянулся шлейф дыма, считая, что до базы ему все равно не добраться. На некоторых японских самолетах имелись фотокинопулеметы, однако их использовали только в учебных целях и никогда - для подтверждения побед в воздушных боях.
    Ближе к концу войны уцелевшие в боях ветераны сражались отчаянно: до своей гибели они жаждали нанести врагу максимально возможный ущерб. Некоторые лучшие летчики стали получать за сбитые ими самолеты знаки отличия - благодарности в приказе, церемониальные самурайские мечи. Средний летчик-истребитель, сбивая (или думал. Что «сбивает») самолеты противника, мог рассчитывать в лучшем случае на посмертное повышение в звании.
    Любые, даже официальные, данные о количестве побед, одержанных тем или иным пилотом морской авиации Японии мягко говоря не соответствуют истине. Причина - традиционные для ВВС всех стран мира ошибки в определении степени повреждения самолета противника и, самое главное, сверхлиберальная система подсчета побед. Некоторым пилотам в годы войны были сделаны официальные личные боевые счета, основой для которых послужили индивидуальные рапорты этих летчиков о проведенных воздушных боях и данные командиров авиагрупп. Понятно, что считать такие списки «достоверными» можно лишь с большой натяжкой.
    В послевоенные годы японские историки провели масштабное сравнение числа индивидуальных побед отдельных асов и коллективного боевого счета авиагрупп. Неувязка получилась еще та! Личные счета многих асов пришлось пересмотреть в сторону уменьшения. Так уоррент-офицера Такео Танимитцу историки «поправили» на 14 сбитых самолетов, уменьшив его личный счет с 32 побед до 18. Никто не поверил и в 202 победы лейтенанта Тетцузо Ивамато, его счет определили как «примерно 80»: иначе говоря - ни один японский летчик-истребитель не преодолел рубеж в 100 сбитых самолетов.

    Италия
    В соответствии с официальными данными с 10 июня 1940 г. по 8 сентября 1943 г. ВВС Италии сбили 2522 самолета. В этот счет включены только машины, уничтоженные пилотами Regia Aeronautica в воздушных боях, уничтоженные на земле самолеты в расчет не брались, также как и не учитывались потери от огня зенитной артиллерии.
    В первый период войны командиры, как правило, не выделяли индивидуальные победы, все сбитые записывались на счет подразделения. Ситуация менялась по ходу войны, появился приказ, обязывающий командиров подразделений предоставлять более детальные и точные данные о том, кто и когда сбил вражеский самолет с обязательным указанием звания и фамилии летчика. Однако, в ВВС Италии не было четко определенной системы подтверждения победы в воздушном бою. Порой сбитый самолет заносился на боевой счет летчика всего-навсего по его рапорту, не требовалось даже подтверждения от других пилотов. Окончательное решение об официальном утверждении индивидуальных списков побед высшее командование приняло только в марте 1942 г., ранее подсчет сбитых велся полуофициально. Тогда же ввели систему подтверждения победы. Незадолго до заключения перемирия летчикам стали платить деньги за сбитый самолет или потопленное судно, а командиров подразделений обязали представить сведения обо всех индивидуальных победах, одержанных их подчиненными, даже если они имели место до введения системы индивидуального подсчета сбитых. В полной мере провести в жизнь эти приказы помешал выход Италии из войны.
    Достаточно сложно разделить индивидуальные и коллективные победы, одержанные в период 1940-41 г.г. Есть данные, что даже у итальянских асов № 2 и № 3 Франко Луччини и Ленардо Фирулли едва ли не большая часть побед - коллективная.
    После сентября 1942 г. комиссия по награждению Золотой медалью за военные заслуги начала пересмотр всех документов о сбитых с начала войны самолетах противника. В результате многие победы из коллективных превратились в индивидуальные, а за индивидуальные победы летчики стали получать награды.
    В ВВС Итальянской фашисткой республики система была введена система учета сбитых, аналогичная используемой в люфтваффе.
    После войны выяснилось, что далеко не все заявленные итальянскими летчиками победы действительно таковыми были. Проще говоря - боевой счет Regia Aeronautica завышен, что, конечно же, сюрпризом не является. Боевой счет завышали летчики всех армий мира.

    Германия
    В люфтваффе достаточным основанием для занесения сбитого самолета на личный счет пилота считалось письменное подтверждение победы одним или более воздушным наблюдателем плюс, по возможности, письменный рапорт от наземных наблюдателей. Рапорты о сбитых самолетах направлялись высшему командованию люфтваффе в Берлин. В отдельных случаях на официальное занесение победы на индивидуальный счет мог потребоваться год или более.

    Потом может чего еще найду.
    Слабость в безоружности.

  15. #30
    Группа удаления Аватар для Algo
    Регистрация
    17.01.2005
    Адрес
    РФ
    Сообщений
    527
    Спасибо
    я - 0; мне - 0
    Своих часто сбивали. Но в победы не заносили. Мне интересно, Су-2 пытался отстреливаться? И кто за штурвалом был. Помниться где-то проскакивало, что Пстыго, впоследствии маршал.
    Вольф-Дитрих Вильке,
    Мне сии факты неизвестны, как и часть, из которой был Су-2.
    А похоже все-таки имело место быть. Вот наткнулся случайно.

    В первом боевом вылете Покрышкин по ошибке сбил советский бомбардировщик "Су-2", пилотируемый лейтенантом И.И. Пстыго (впоследствии маршал авиации, Герой Советского Союза). Этот случай ему потом долго будут припоминать и начальство, и особисты. 23 июня в воздушном бою с 5-ю Me-109 в районе реки Прут сбил одного из них, но и сам был подбит. С большим трудом дотянул до своего аэродрома и совершил посадку. Летом 1941 года в боях на Южном фронте сбил несколько самолётов противника, но из-за уничтожения полковых документов они не были ему засчитаны.

    http://www.warheroes.ru/hero/hero.asp?Hero_id=402

    Да, кстати, в воспоминаниях Пстыго молчит, но описывает удивительно похожий случай, который произошел с СУ-2 другого пилота. Стрелок тогда погиб.

Страница 2 из 28 ПерваяПервая 123456789101112 ... ПоследняяПоследняя

Метки этой темы

Ваши права

  • Вы не можете создавать новые темы
  • Вы не можете отвечать в темах
  • Вы не можете прикреплять вложения
  • Вы не можете редактировать свои сообщения
  •