Asia Amarga, вы спрашивали про пламенеющую готику? Отвечаю:
Краткое понятие:
"Пламенеющая готика" - условно-стилевое понятие, вариант поздней готики во франции, в котором сложные формы ажурного орнамента выглядят как языки пламени.
Поздняя Готика XIV-XV вв.— венец средневековья — в архитектуре получила название именно “пламенеющей готики”. Архитектурный декор терял свою объемность, становился сухим и жестким кружевом на поверхности стен, башен, сводов. Наиболее характерным примером стиля “пламенеющей готики” стали извивающиеся наподобие языков пламени башни-пинакли с завершениями-фиалами, своей формой давшие название этому стилевому течению.
И еще интересная информация. Готическая мебель.
Архитектура была главным формообразующим фактором готического стиля. Мебель, предметы церковной утвари из позолоченного серебра, дерева и слоновой кости повторяли в миниатюре композицию архитектурных сооружений и их декоративных деталей. Почти каждое мебельное изделие ранней готики имеет церковное происхождение. Причем предметы обстановки, выполненные из дерева, выглядели совсем непривлекательно. Но для готики это было характерно, поэтому зачастую на шкафах и кроватях можно встретить самые разные элементы архитектуры церквей и крепостных замков вплоть до амбразур. Позже это влияние сказалось и на орнаментике: столярному мастерству была навязана точная геометрическая орнаментика, противоречащая самой фактуре дерева.
В готический период с изобретением заново двуручной пилы (дававшей возможность получать тонкие доски), а также распространением рамно-филёнчатой каркасной конструкции (как бы перекликавшейся со структурой готических архитектурных сооружений) появилась более лёгкая и прочная мебель. Для изготовления готической мебели на севере и западе Европы использовался преимущественно дуб, реже – орех, а на юге и на востоке (в частности, в Венгрии) – ель и сосна (лиственница, кедр европейский, можжевельник).
В период готики возросло число находящихся в употреблении типов мебели, что свидетельствовало о развивающейся культуре быта. Известен довольно обширный перечень готической мебели: сундуки-лари, поставцы (первоначально тот же сундук, поставленный на высокие опоры) для хранения посуды, шкафы, кресла, столы, кровати с деревянным навесом.
Основным видом мебели, как в домах знати, так и у простых горожан по-прежнему оставался сундук, из которого со временем сформировался сундук-скамья. Наряду с древними, выполненными плотницким инструментом, примитивными формами сундуков встречались сундуки с рамками и филенками, а также с новой архитектурной конструкцией. Последние украшались стрельчатыми сводами, имели цоколь, что приближало их форму к форме шкафа. Дифференцирование запросов порождало иные типы мебели, например, шкафы для посуды: буфет, креденцу или дрессуар. Буфет представлял собой разделенные дощатые полки, иногда обтянутые тканью. Креденца первоначально была видом церковной алтарной мебели, который позднее известен как шкаф для посуды и напитков. Постепенно усовершенствованный – шкаф на длинных ножках. В Англии и Нидерландах наиболее распространенным и излюбленным видом мебели были шкафы для рождественских пирогов, представлявшие собой сундуки с дверками вместо крышек и на высоких ножках. Аналогичным видом мебели являлся дрессуар – разновидность французской открытой подставки для тарелок и тоже на высоких ножках. Североевропейская их разновидность имела большие, широко распахивающиеся дверки, которые занимали всю переднюю часть шкафа. На юге Европы они, как правило, были многоэтажные и имели четыре или даже больше маленьких дверок. Своеобразным видом шкафа являлся, без сомнения, шкаф двухъярусной конструкции с четырьмя-восьмью дверками, напоминавший своим видом установленные друг на друга сундуки. Его характерным признаком, помимо рамочной конструкции, было членение высокого цоколя и карниза, а также широкий пояс, соединявший оба яруса, в котором часто размещались выдвижные ящики. Эти тяжеловесные шкафы, неудобные в пользовании, украшались многочисленными архитектурными элементами.
Как известно, одним из важнейших предметов мебели является стол. Особо характерным являлся стол с торцовыми стенками, имеющий глубокий выдвижной ящик и сильно выступающую столешницу, основанием которой были две торцовые опоры. Данный тип стола послужил для образования ранней формы письменного стола с поднимаемой столешницей, под которой находилось множество отделений и маленьких ящичков, а иногда ниже – еще и скрытое пустое пространство. Другой вид стола имел четыре косые ножки, внизу – подножку, иногда с поперечными, соединенными клиньями. В то время были известны и раздвижные столы различных конструкций, а также круглые и четырехугольные столы с простой или разветвленной центральной опорой. На столешницах практиковалось делать гладкую или составную облицовку шпоном, самую простейшую разновидность инкрустации, но не интарсию.
Кровать в готическом стиле, если она не была встроена в стену, имела полубалдахин, полный балдахин или большой, подобный шкафу, деревянный каркас, а в южных странах Европы – дощатую конструкцию с архитектурным членением, резьбой и цветной отделкой.
Длительное время скамьи и сундуки, пристроенные к стенам, оставались самыми распространенными предметами для сидения и лежания. Часть мебели, использовавшейся с этими целями, начали свободно располагать в помещениях, что раньше не практиковалось. Кресла (стулья) с сиденьем в форме сундука (ящика), как наиболее распространенный репрезентативный вид мебели, имели под каркасом закрытые боковые стенки с рамочно-филеночной вязкой и высокую спинку. Спинка украшалась маленьким балдахином и резьбой, однако была довольно неудобной. Гладкое дощатое сиденье было жестким, нижний ящик был неудобен для расположения ног, а отвесная резная спинка никак не способствовала комфорту сидения. Такие кресла (стулья) ставили около кроватей, они использовались как домашний клозет.
Остальные виды мебели для сидения были намного совершеннее и лучше приспособлены для специального использования. Стулья изготавливались по типу старых – складных, в скромном, либо в роскошном исполнении. Кроме этого широкое распространение имели и другие виды мебели для сидения. Например, вращающийся стул (так называемый- лютеранский), а также на трех-четырех ножках стулья и кресла токарной работы, характерной для романской эпохи. И все же скамья была более значимой, чем стул. Скамьи имели самое разное исполнение: с подобной сундуку нижней частью, с высокой спинкой. В большинстве случаев они ставились у стены, но те, которые имели перекидную дощатую спинку, ставились перед камином.
К концу средневекового периода появляются прототипы всех основных современных предметов мебели.