Дорогие товарищи студиоты! Пардон, студенты...
Шо мы делаем на лекции и в библиотеке? СМС-ки шлем? В "Крестики-нолики" играем? Болтаем о компьютерах и девчонках? НЕ только.
Мы изводим тонны бумаги и цистерны чернил, записывая звучащую мудрость из уст многоуважаемых преподавателей. И как же мы это делаем? Что, не слышу? Ручками? "Мы писали, мы писали..." Я не об этом. ЗАгляните-ка в свои тетрадочки. Ага, "Конкур.в рын.", "Правоотн.", "Роторн.двиг"... а это вообще непонятное нечто...
Конспект - это искусство! Грамотный конспект дает больше информации,чем два учебника и пяток бесцельно прослушанных лекций. Надо -НАДО! - учиться писать конспекты. В этой теме я буду давать уроки составления конспекта, а вы предлагайте,что еще можно применить для удобочитаемого конспекта, который - половина успеха в сессию.
Этот пост и все мои последующие будут написаны на основе собственного опыта, а также с помощью бесценных советов _Барабанщика_. Из печатных изданий "в помощь" предлагаю сочинение г-на Штернберга Л.Ф. "Скоростное конспектирование". Оченно полезная книженция. Почти половина моих советов - оттуда.
ГЛАВА 1. НАФИГ МНЕ ЭТО НУЖНО?
"Есть методички, ксерокопии чужих конспектов, и вообще – нах?» - говорит один. «Есть стенография и диктофон» - недоумевает другой.
Дети мои, если вы хотите не просто спихнуть экзамен, а положить в бесценные свои головы толику мудрости про запас – методички и тем более ксерокопии вас не спасут. Особенно вторые, ибо чужой конспект – это ЧУЖОЙ. Информация в нем содержащаяся, мало вразумительна и без обработки с помощью вот этих рук («мы писали, мы писали…») – бесполезна. Чужие сокращения, лишняя информация, качество копии – все это снижает понимание текста. Только своя, родимая тетрадочка смогёт донести практически полый объем получаемой информации. Если ты болел, встречал на вокзале тётю Риву из Бердичева или стоял в очереди в паспортном столе и потому сумел раздобыть лишь чужой конспект – обработай его «под себя».
Диктофон тоже не годится, если потом не записать голос «большой тетки из маленькой коробочки» в тетрадку. Стенография… хорошая штука, но а)учиться ей долго и трудно, б)скорость чтения и поиска нужного отрывка потом резко снижается (закорючки какие-то…). Посему – КОНСПЕКТ.
ГЛАВА 2. Б. →Э U ч/з λ
Не правда ли, все понятно? Что? Нет? Хрень на лапах, закорючки?
Это, граждане, не «закорючки», а нормальные… кто? Дед Пихто, говорите? Вы почти угадали, это – пиктограммы. Оченно полезная штука. Используя лишь их, вы увеличите скорость написания почти вдвое. Чем писать «С целью расширения НАТО на восток…» (сколько N секунд у вас это заняло?), введя в конспект и со временем выучив штук сорок таких вот «закорючек») вы напишете за 0.5 N «С Ц: 1НАТО на В.»
Каждый сам выбирает свои пиктограммы с учетом той специфики, которая присуща изучаемым предметам. Я лично очень люблю разнообразные стрелочки и «буквы в обертке» (именно их советует на Штернберг).
§ 1. «Ну ты, мам, завернула!»(Из известной рекламы)«Собачку» (@) знают все? Это так называемое «коммерческое at», «а в обертке». Пользительная штука в целях конспектирования! «Завернув» другие буквы (или цифры) в такую же обертку, вы получите кучу готовых пиктограмм. Нижеприведенный список – из моего списка сокращений (экономический вуз), но вы можете присвоить буквам свои обозначения. Внимание: все буквы в списке – строчные, заглавными я их сделал, дабы лучше выделялись конкретно в этом посте!
· «А в обертке» - амортизация
· «АК в обертке» - аккредитивы
· «Ж в обертке» - жизнь, жизненный и все прочее с этим корнем
· «И в обертке» - импорт
· «ИН в обертке» - инвестиции
· «К в обертке» - конкуренция
· «КС в обертке» - конкурентоспособность (жуть, не правда ли? Пока проговоришь, а уж если писать полным словом…)
· «М в обертке» - менеджмент
· «МР в обертке» - маркетинг
· «П в обертке» - предприятие
· «ПН в обертке» - правонарушение
· «С в обертке» - система
· «СС в обертке» - себестоимость
· «Ф в обертке» - не очень часто использую, но это «фирма». Проще вместо неё использовать К° (компания) с тем же значением «фирма»
· «Э в обертке» - экспорт
· «k в обертке» - латинский алфавит используется там, где место созвучной буквы в кириллице уже занято, как это произошло с «конкуренцией», а часто встречающееся слово, которое надо сократить, есть. В данном случае это «комплекс»
· «i в обертке» - информация
· «1 в обертке» - единый, единство
Естессно, существуют слова однокоренные зашифрованным. И что? Просто приписываешь к значку соответствующую приставку, суффикс и окончание (о нужности окончаний мы еще поговорим) и получаем (в силу невозможности показать в тексте точный вид «букв в обертке» заменил в следующем примере значок «С в обертке», например, просто заглавной С):
· Под-С – подсистема
· ПН-ль - правонарушитель
· k-ный – комплексный
· М-р – менеджер
· П-льство – предпринимательство
· А-ные – амортизационные
§ 2 «Моя фамилия Шварцман. Вам нужны такие специалисты?»Кванторы. Это хто? Не трусь, приятель, они не так страшны, и ты с ними знаком. На математике, помнишь? "да $. Буковки такие перевернутые. И цихверки иногда. Расшифруем?
" - от немецкого alle (все). Может означать «все», «всякий», «каждый»
Э – Обратная Е; от «exsistieren» - существует, короче. Означает при сокращении «быть», «наличие», «существовать»
Добавим еще парочку кванторов от Штернберга:
┘ - Обратная L от англ. Let Означает «пусть»
>! – Перевернутая К. «Контролировать» (лично я предпочитаю для обозначения этого слова употреблять ctrl)
Перечеркнутый ноль (пустое множество) Ø - «ничто»
Знаменитая лежащая восьмерка ∞ - бесконечность
Условно добавим к разряду кванторов греческие символы, также известные всем:
∆ - дельта, «изменяться». Если присобачить латинскую t , получим распространенное ∆t – «период времени».
∑ - сигма; «сумма».
λ - «лямбда»; логос, слово. Может означать окончание «-логия»
ψ - пси; душа или начало сложных слов на «психо-»
Как всегда, вы сами определяете, что вам надо и внедряете свои обозначения известных кванторов. И придумывайте свои!
§ 3. «Стрелы – готовность к войне (Из толкования геральдических фигур)»
Стрелки разной направленности – еще один элемент, что может быть использован для создания пиктограмм. Многие используют прямую стрелку, направленную слева направо (→) в значении «стремится к…» и двойную стрелку(=>) в значении «следовательно». Изредка можно встретить наклонные стрелки со значением «повышается» / и «понижается» \. Но ведь это мало! Возможности стрелок практически неисчерпаемы.
Стрела – символ движения, изменения. Посему почти любое действие может быть «пристреляно». Вот мои любимые стрелки:
· Двойные обратные стрелки <= - по причине, так как, потому что…
· «Ступенчатая» стрелка г→ - развитие, развиваться
· Стрелка, упирающаяся в черту →] - достигать, доводить до…
· Параллельные разнонаправленные стрелки <=> - взаимодействие. Если соединить разнонаправленные стрелочки маленькой чертой посередине (не нашел такого символа в Windows-ской таблице символов, но вы ведь понимаете, о чем я?) – тогда получим «взаимосвязь»
· Одинарная двунаправленная стрелка ↔ - расширение
· Вертикальная направленная вверх стрелка, упирающаяся в черту - см.выше по тексту
· Две короткие стрелки, упирающиеся друг в дружку «носами» →← (на письме все куда проще – длинная черточка и крестик, буква х посередке) – столкновение, противоборство, борьба
· Как будто 2 стрелочки, спускаясь и поднимаясь соответственно, сливаются в одну >→ - сводится к…
· Обратная стрелка с «узелком» посередине ← (узелок добавьте сами) – зависит, зависимость
· Простая горизонтальная черточка с «узелком» - связь, связано
Сочетание, например, кванторов и стрелок, дает еще мини-набор пиктограмм:
· Стрелка упирается в знак экзистенциала →Э - возникает, создает
· Стрелка упирается в знак пустого множества →Ø - исчезает, ликвидирует, уничтожает
§ 4. «Краткость – с.т., или Короче, Склифосовский!»
Еще используй устойчивые сокращения из 1-3 букв, как русских, так и латинских плюс двоеточий, дефисов и т.д. Загляни на досуге в словарь, точнее в предисловие, где даны сокращения, и ты почерпнешь уже оттуда массу полезного.
До чего же меня напрягают тормоза, которые выводят «которые» и «возможно»! Если вы относитесь к таким людям – я вас ненавижу :-). Шутка, конечно. Ведь есть же общепринятые сокращения, могущие облегчить задачу конспектирования! Есть. И можно самим придумать десяток подобных. Вот небольшой список:
· Ч.-л – что-либо, что-нибудь
· К.-л – кто-либо, кто-то, кто-нибудь
· К-рый – который (лучше писать так, чем «кот.», ибо видно окончание)
· Тр-т – транспорт
· Пр-во – производство
· Ф-ция – функция
· М.б. – может быть
· Д.б. – должен быть
· Пр-ть – промышленность
· Р-сы – ресурсы
· З-ты – затраты
· Ф-р – фактор
· Кн. – 1)князь, 2) книга
· Стр-ра – структура
· Стр-во –строительство
· Пр-с – процесс
· К-ра – культура
· Д-е – данные
· Ф-сы – финансы
· К.п. – как правило
· Т.о. – таким образом
· Б-т – бюджет
· Эк-ка - экономика
· Т.н.м – сугубо мое: «тем не менее»
· Т.з – точка зрения
· П-ль – показатель
· Б-ца – безработица
· ц/б – ценные бумаги
· х/о – хозяйственные операции
· х/д – хозяйственная деятельность
· к-т – коэффициент
· Ц: - цель (именно так, с двоеточием)
· Пр: - причины
· Ос: - особенности
· О. – объект (в др.формах: О.-та, О.-тивный)
· S. – догадайтесь, что? Правильно, субъект (S.-тивный, S.-тов)
· И т.д., и т.п., etc… - сами знаете, что. Иногда можно даже не писать эти и т.д., а просто поставить многоточие…
· Ltd – знакомо, да? Limited – «ограничено»
· If – если
· Lim – предел
· Txt – знамо чё, текст. Или книга к.-л. автора.
· Now – сейчас, в настоящий момент , в настоящее время
В своих конспектах придумывайте свои сокращения, и поверьте, через пару недель вы будете читать их легко, скорее даже длинные слова вместо сокращений станут раздражать.
Кстати! Если в разных предметах встречаются одинаковые сокращения или аббревиатуры – их можно различать с помощью точек или замены латинским шрифтом. Например: ОС – основные средства, О.С. – окружающая среда, а О.S. – операционная система.
§ 5. «А за деревом - дерево» (Туристская песня)
Помните топографическую карту? Елочки, сосеночки, колодцы и мосты. А атлас по географии, с его черненькими треугольниками нефтяных месторождений и беленькими – газовых? Якорьки портов и скрещенные шпаги, отмечающие места битв в атласе по истории.
Это собственно пиктограммы в чистом виде. Рисунки. Вы вольны придумать своих «пляшущих человечков» и дать им обозначения. Например: сердечко – любофф (а что же еще? В конспектах по зарубежной литературе Возрождения у меня этих сердец было навалом), пятиконечная звездочка – войска, якорек – флот; схематический рисунок танка (два огурчика со спичкой, торчащей из верхнего) – танковые войска. <) – «рассмотрим».
Мой любимый, подсмотренный у знакомого – крест на могилке (такой махонький холмик с крестиком, выходящим из него) - СМЕРТЬ. (Тоже в конспектах по литературе. А со стрелкой, ведущей к этому значку – «умирать»)
Короче, фантазируйте.
ГЛАВА 3. «АБЗАЦ КОТУ ВАСЬКЕ!» или «ВАМ ЧИЗОВ ПОСЛАЙСАТЬ ИЛИ ОДНИМ ПИСОМ?»
Выделение абзацами делает текст не просто «красивше», но и значительно облегчает процесс заучивания. Согласитесь, куда сложнее воспринимать сплошной текст, без разбивки на смысловые отрезки. Посему: разделяйте, ибо удачно проглотить один кусище за раз никому еще не удавалось.
В рукописном тексте – раздолье. Пропустить клеточку или увеличить отступ – дело четверти секунды. А как потом удобно, э? В лекционном материале, как правило, новая мысль начинается через 2-3 предложения, и это надо помнить. Вот её и отделим абзацем, а совсем новую – выделим маркером: кляксочкой такой разноцветной. Вариант: раздел параграфа выделяется красной ручкой, новая мысля внутри раздела – зеленой, а мелочи всякие внутри мысли – жирной точкой того же цвета, что и текст. Вообще это дело вкуса, а он или Е или нет, как говорится в рекламе.
Списки. Как часто в тексте встречаются различного рода перечисления! А редкий препод заострит ваше внимание на этом. Посему – учитесь слушать, а не просто бездумно записывать все подряд. (Кстати, умное слушание вообще есть главное правило конспектирования. Запомним это.)
Допустим, препод по, скажем, экономике, говорит: «Рассмотрим функции страхования…» Что сие может значить? Правильно, Машенька, то, что сейчас последует перечисление этих самых функций. Шо мы делаем? Выделяем маркером или/и подчеркиванием слова «Функции страхования» и начинаем список, поставив, скажем, с новой строки маркер или дефис (или цифру 1, но я обычно ставлю цифры только там, где следует порядок перечисления и пункт 2 никак нельзя поменять местами с 4). Если препод быстро-быстро перечисляет три-четыре функции, то это может означать лишь то, что сейчас он объяснит смысл каждой. Поэтому можно не спешить, а записать лишь первую, например «Предупредительная» и после тире раскрыть её смысл. Затем записать таким же образом следующую («Контрольная»), потом следущую.
Если классификация сложная, то обязательно не просто разбивать список разными маркерами и нумераторами, но и выделить это разной длиной абзацев для лучшего восприятия. Например:
I. Текущие расходы:
1. Расходы на товары и услуги
· Зарплата
— основная
— дополнительная
— компенсации
— пенсионные взносы
· Приобретение товаров и услуг
— Продукты питания
— медикаменты
2. Субсидии
II. Капитальные расходы
………
Если есть поля – они тоже могут поспособствовать разбивке текста на смысловые части. На полях можно разместить всяческие пометки типа «NB», «sic!», «состав:», «Д/З» - помощь при дальнейшей работе с текстом конспекта.
ГЛАВА 4. «КРАСНЫЕ В ГОРОДЕ!»
Цвет – тоже отличный способ отделить важное от второстепенного. Написанное цветной ручкой концентрирует внимание, и потом, прочитав ТОЛЬКО написанное красным и зеленым, можно воссоздать в памяти скелет конспекта. Например, пишем заголовок темы красной ручкой. Параграфы и определения подчеркиваем красным. Им же обводим рамочки формул. Зеленый – для менее важных, но все же требующих внимания пунктов: смысловых частей, заголовков списков и просто важных мыслей.
ГЛАВА 5. «РЕЗАТЬ, НЕ ДОЖИДАЯСЬ ПЕРИТОНИТА!»
Устная речь лектора содержит много ненужных слов, которые большинство студиотов тщательно переносят в свои конспекты. Отсюда громоздкие конструкции типа: «Динамика группы представляет собой такой тип группового поведения, который складывается из индивидуальных стилей поведения». 14 слов и не самых коротких. А если так: «Динамика групп – складыв-ся из индивид. стилей повед-я»? В 2 раза меньше, а ни граммулечка смысла не потеряна. Вообще избегайте в своих конспектах длинных словосочетаний типа «представляет собой», «такие как»; и даже «это» можно заменить простым тире.
Если в списке после наименования идет характеристика пункта, можно вообще покоцать массу слов. Например: «Экономическое направление региональной политики рассматривает задачи региональных экономических диспропорций, достижение экономического равновесия и имеет следующие составляющие: промышленную политику, аграрную политику и инвестиционную политику» Жуть, не правда ли? А ведь можно сократить:
«Направления РП (сокращение РП вы уже ввели в начале параграфа):
1. Экономич. - <) экон. диспропорции, →] экон. равнов-я. Составляющие: промышл., аграрн., ИН-я (ИН – «в обертке»)»
Что характерно: все знают про такие способы, но пользуются ими единицы.
ГЛАВА 5. «ИЩУ Ж. С В/О И Ч/Ю, БЕЗ Ж/П И М/П, МОЖНО С Ч/У»
Резать текст можно и нужно, но вот КАК? Перед сессией подчас встает проблема: а как это прочитать и воспроизвести перед преподом? Называется «писать пишу, а читать в лавочку ношу». И дело не в почерке.
Почему-то люди, доперевшие до необходимости сокращений, начинают сокращать не с того конца. В смысле – как раз таки с конца, обрубая все, кроме первых 3-5 букв. Это, дети мои, «не айс»! Ну как скажите, можно понять такое: «изл. напр. на погаш. гос. долга или сост. своб. ост. бюдж.»? То есть, можно, конечно, понять, что «излишек направляется на погашение государственного долга или составление свободных остатков бюджета». Но куда как понятнее выглядит такой вариант: «Изл-к напр-ся на погаш-е гос. долга или сост-е своб. ост-ков б-та».
Окончания! Они покажут не только часть речи, но и дадут определиться с падежом, склонением и спряжением. Оставить без окончаний можно лишь прилагательные, потому что стоя рядом с понятными существительными, они не нуждаются в излишнем уточнении.
Удобно отделять окончания от сокращенного корня дефисом, хотя кое-кто использует наклонную черту (/). Я не советую. (Черта есть гут, но только для отделения приставок и частиц «без», «для» или «между». Другие можете придумать сами. Например: «без этого» = «б/этого», «межрегиональный» = «м/региональн.», «для бюджета» = «д/б-та»)
Поэтому – дефис, маленький наш помощник. Окончания, которые он отделяет:
· Глагольные: «-ть», «-т», «-ла»
· Существительные: «-ми», «-ния», «-е»
· Причастные: «-щие», «-щихся». Можно оставить просто «-ющ.», и так понятно.
То есть: «устройство» будет у нас не «устр.», а «устр-во»; «действительность» не «действ.», а «дейст-ть»; «проводится» не «провод.», а «пров-ся» и так далее.
Форма слова помогает лучше понять сходу смысл написанного, а именно быстрое восстановление исходного текста при чтении – залог успеха. Поэтому не пожалейте микроскопических усилий и поставьте эти несчастные окончания.
ЭПИЛОГ или «НЕТ ПРЕДЕЛА СОВЕРШЕНСТВУ».
Вся вышеприведенная мудрость поколений студентов – лишь малая толика ВСЕЙ мудрости, заключенной в искусстве конспектирования. Но и эти крохи при должном освоении позволят вам увеличить скорость конспектирования лекций в 2-3 раза. А главное – лучше воспринимать свои конспекты в процессе заучивания.
И наконец – САМОЕ ГЛАВНОЕ. Ты – не туповатая машина для записи под диктовку, а творец, создатель. Такой же, как и автор учебника или преподаватель. Если ты дорожишь своим временем и желаешь посвятить как можно больше свободных от лекций часов себе любимому или другим, не менее любимым, - тогда постарайся, чтобы шесть часов на парах стали именно процессом обучения, а не потраченным зря временем. Прогоняй информацию через свой мозг, отсекай лишнее, выделяй главное и ликвидируй второстепенное – и ты получишь Идеальный Конспект.
УДАЧИ!