Страница 1 из 2 12 ПоследняяПоследняя
Показано с 1 по 15 из 22

Тема: Умение конспектировать - главный навык учащегося?

  1. #1
    Писатель
    "Проза, осень 2008. Позднее некуда. Серебро. Выбор участников"
      Самый полезный участник раздела "Наука и Образование" 2007, Мастер афоризма, "Чужой взгляд. Золото . Выбор жюри", "Импровизация в прозе. II место. Выбор читателей. Зима 2008", "Проза, осень 2008. Позднее некуда. Бронза. Выбор жюри" "Проза 2011. Серебро. Выбор жюри."
    Аватар для Gordo
    Регистрация
    23.08.2006
    Сообщений
    855
    Записей в блоге
    35
    Спасибо
    я - 56; мне - 37

    Круто Умение конспектировать - главный навык учащегося?

    Дорогие товарищи студиоты! Пардон, студенты...
    Шо мы делаем на лекции и в библиотеке? СМС-ки шлем? В "Крестики-нолики" играем? Болтаем о компьютерах и девчонках? НЕ только.
    Мы изводим тонны бумаги и цистерны чернил, записывая звучащую мудрость из уст многоуважаемых преподавателей. И как же мы это делаем? Что, не слышу? Ручками? "Мы писали, мы писали..." Я не об этом. ЗАгляните-ка в свои тетрадочки. Ага, "Конкур.в рын.", "Правоотн.", "Роторн.двиг"... а это вообще непонятное нечто...
    Конспект - это искусство! Грамотный конспект дает больше информации,чем два учебника и пяток бесцельно прослушанных лекций. Надо -НАДО! - учиться писать конспекты. В этой теме я буду давать уроки составления конспекта, а вы предлагайте,что еще можно применить для удобочитаемого конспекта, который - половина успеха в сессию.
    Этот пост и все мои последующие будут написаны на основе собственного опыта, а также с помощью бесценных советов _Барабанщика_. Из печатных изданий "в помощь" предлагаю сочинение г-на Штернберга Л.Ф. "Скоростное конспектирование". Оченно полезная книженция. Почти половина моих советов - оттуда.

    ГЛАВА 1. НАФИГ МНЕ ЭТО НУЖНО?
    "Есть методички, ксерокопии чужих конспектов, и вообще – нах?» - говорит один. «Есть стенография и диктофон» - недоумевает другой.
    Дети мои, если вы хотите не просто спихнуть экзамен, а положить в бесценные свои головы толику мудрости про запас – методички и тем более ксерокопии вас не спасут. Особенно вторые, ибо чужой конспект – это ЧУЖОЙ. Информация в нем содержащаяся, мало вразумительна и без обработки с помощью вот этих рук («мы писали, мы писали…») – бесполезна. Чужие сокращения, лишняя информация, качество копии – все это снижает понимание текста. Только своя, родимая тетрадочка смогёт донести практически полый объем получаемой информации. Если ты болел, встречал на вокзале тётю Риву из Бердичева или стоял в очереди в паспортном столе и потому сумел раздобыть лишь чужой конспект – обработай его «под себя».
    Диктофон тоже не годится, если потом не записать голос «большой тетки из маленькой коробочки» в тетрадку. Стенография… хорошая штука, но а)учиться ей долго и трудно, б)скорость чтения и поиска нужного отрывка потом резко снижается (закорючки какие-то…). Посему – КОНСПЕКТ.

    ГЛАВА 2. Б. →Э U ч/з λ
    Не правда ли, все понятно? Что? Нет? Хрень на лапах, закорючки?
    Это, граждане, не «закорючки», а нормальные… кто? Дед Пихто, говорите? Вы почти угадали, это – пиктограммы. Оченно полезная штука. Используя лишь их, вы увеличите скорость написания почти вдвое. Чем писать «С целью расширения НАТО на восток…» (сколько N секунд у вас это заняло?), введя в конспект и со временем выучив штук сорок таких вот «закорючек») вы напишете за 0.5 N «С Ц: 1НАТО на В.»
    Каждый сам выбирает свои пиктограммы с учетом той специфики, которая присуща изучаемым предметам. Я лично очень люблю разнообразные стрелочки и «буквы в обертке» (именно их советует на Штернберг).
    § 1. «Ну ты, мам, завернула!»(Из известной рекламы)«Собачку» (@) знают все? Это так называемое «коммерческое at», «а в обертке». Пользительная штука в целях конспектирования! «Завернув» другие буквы (или цифры) в такую же обертку, вы получите кучу готовых пиктограмм. Нижеприведенный список – из моего списка сокращений (экономический вуз), но вы можете присвоить буквам свои обозначения. Внимание: все буквы в списке – строчные, заглавными я их сделал, дабы лучше выделялись конкретно в этом посте!
    · «А в обертке» - амортизация
    · «АК в обертке» - аккредитивы
    · «Ж в обертке» - жизнь, жизненный и все прочее с этим корнем
    · «И в обертке» - импорт
    · «ИН в обертке» - инвестиции
    · «К в обертке» - конкуренция
    · «КС в обертке» - конкурентоспособность (жуть, не правда ли? Пока проговоришь, а уж если писать полным словом…)
    · «М в обертке» - менеджмент
    · «МР в обертке» - маркетинг
    · «П в обертке» - предприятие
    · «ПН в обертке» - правонарушение
    · «С в обертке» - система
    · «СС в обертке» - себестоимость
    · «Ф в обертке» - не очень часто использую, но это «фирма». Проще вместо неё использовать К° (компания) с тем же значением «фирма»
    · «Э в обертке» - экспорт
    · «k в обертке» - латинский алфавит используется там, где место созвучной буквы в кириллице уже занято, как это произошло с «конкуренцией», а часто встречающееся слово, которое надо сократить, есть. В данном случае это «комплекс»
    · «i в обертке» - информация
    · «1 в обертке» - единый, единство
    Естессно, существуют слова однокоренные зашифрованным. И что? Просто приписываешь к значку соответствующую приставку, суффикс и окончание (о нужности окончаний мы еще поговорим) и получаем (в силу невозможности показать в тексте точный вид «букв в обертке» заменил в следующем примере значок «С в обертке», например, просто заглавной С):
    · Под-С – подсистема
    · ПН-ль - правонарушитель
    · k-ный – комплексный
    · М-р – менеджер
    · П-льство – предпринимательство
    · А-ные – амортизационные

    § 2 «Моя фамилия Шварцман. Вам нужны такие специалисты?»Кванторы. Это хто? Не трусь, приятель, они не так страшны, и ты с ними знаком. На математике, помнишь? "да $. Буковки такие перевернутые. И цихверки иногда. Расшифруем?
    " - от немецкого alle (все). Может означать «все», «всякий», «каждый»
    Э – Обратная Е; от «exsistieren» - существует, короче. Означает при сокращении «быть», «наличие», «существовать»
    Добавим еще парочку кванторов от Штернберга:
    ┘ - Обратная L от англ. Let Означает «пусть»
    >! – Перевернутая К. «Контролировать» (лично я предпочитаю для обозначения этого слова употреблять ctrl)
    Перечеркнутый ноль (пустое множество) Ø - «ничто»
    Знаменитая лежащая восьмерка ∞ - бесконечность
    Условно добавим к разряду кванторов греческие символы, также известные всем:
    ∆ - дельта, «изменяться». Если присобачить латинскую t , получим распространенное ∆t – «период времени».
    ∑ - сигма; «сумма».
    λ - «лямбда»; логос, слово. Может означать окончание «-логия»
    ψ - пси; душа или начало сложных слов на «психо-»
    Как всегда, вы сами определяете, что вам надо и внедряете свои обозначения известных кванторов. И придумывайте свои!

    § 3. «Стрелы – готовность к войне (Из толкования геральдических фигур)»
    Стрелки разной направленности – еще один элемент, что может быть использован для создания пиктограмм. Многие используют прямую стрелку, направленную слева направо (→) в значении «стремится к…» и двойную стрелку(=>) в значении «следовательно». Изредка можно встретить наклонные стрелки со значением «повышается» / и «понижается» \. Но ведь это мало! Возможности стрелок практически неисчерпаемы.
    Стрела – символ движения, изменения. Посему почти любое действие может быть «пристреляно». Вот мои любимые стрелки:
    · Двойные обратные стрелки <= - по причине, так как, потому что…
    · «Ступенчатая» стрелка г→ - развитие, развиваться
    · Стрелка, упирающаяся в черту →] - достигать, доводить до…
    · Параллельные разнонаправленные стрелки <=> - взаимодействие. Если соединить разнонаправленные стрелочки маленькой чертой посередине (не нашел такого символа в Windows-ской таблице символов, но вы ведь понимаете, о чем я?) – тогда получим «взаимосвязь»
    · Одинарная двунаправленная стрелка ↔ - расширение
    · Вертикальная направленная вверх стрелка, упирающаяся в черту - см.выше по тексту
    · Две короткие стрелки, упирающиеся друг в дружку «носами» →← (на письме все куда проще – длинная черточка и крестик, буква х посередке) – столкновение, противоборство, борьба
    · Как будто 2 стрелочки, спускаясь и поднимаясь соответственно, сливаются в одну >→ - сводится к…
    · Обратная стрелка с «узелком» посередине ← (узелок добавьте сами) – зависит, зависимость
    · Простая горизонтальная черточка с «узелком» - связь, связано
    Сочетание, например, кванторов и стрелок, дает еще мини-набор пиктограмм:
    · Стрелка упирается в знак экзистенциала →Э - возникает, создает
    · Стрелка упирается в знак пустого множества →&#216; - исчезает, ликвидирует, уничтожает

    § 4. «Краткость – с.т., или Короче, Склифосовский!»
    Еще используй устойчивые сокращения из 1-3 букв, как русских, так и латинских плюс двоеточий, дефисов и т.д. Загляни на досуге в словарь, точнее в предисловие, где даны сокращения, и ты почерпнешь уже оттуда массу полезного.
    До чего же меня напрягают тормоза, которые выводят «которые» и «возможно»! Если вы относитесь к таким людям – я вас ненавижу :-). Шутка, конечно. Ведь есть же общепринятые сокращения, могущие облегчить задачу конспектирования! Есть. И можно самим придумать десяток подобных. Вот небольшой список:
    · Ч.-л – что-либо, что-нибудь
    · К.-л – кто-либо, кто-то, кто-нибудь
    · К-рый – который (лучше писать так, чем «кот.», ибо видно окончание)
    · Тр-т – транспорт
    · Пр-во – производство
    · Ф-ция – функция
    · М.б. – может быть
    · Д.б. – должен быть
    · Пр-ть – промышленность
    · Р-сы – ресурсы
    · З-ты – затраты
    · Ф-р – фактор
    · Кн. – 1)князь, 2) книга
    · Стр-ра – структура
    · Стр-во –строительство
    · Пр-с – процесс
    · К-ра – культура
    · Д-е – данные
    · Ф-сы – финансы
    · К.п. – как правило
    · Т.о. – таким образом
    · Б-т – бюджет
    · Эк-ка - экономика
    · Т.н.м – сугубо мое: «тем не менее»
    · Т.з – точка зрения
    · П-ль – показатель
    · Б-ца – безработица
    · ц/б – ценные бумаги
    · х/о – хозяйственные операции
    · х/д – хозяйственная деятельность
    · к-т – коэффициент
    · Ц: - цель (именно так, с двоеточием)
    · Пр: - причины
    · Ос: - особенности
    · О. – объект (в др.формах: О.-та, О.-тивный)
    · S. – догадайтесь, что? Правильно, субъект (S.-тивный, S.-тов)
    · И т.д., и т.п., etc… - сами знаете, что. Иногда можно даже не писать эти и т.д., а просто поставить многоточие…
    · Ltd – знакомо, да? Limited – «ограничено»
    · If – если
    · Lim – предел
    · Txt – знамо чё, текст. Или книга к.-л. автора.
    · Now – сейчас, в настоящий момент , в настоящее время
    В своих конспектах придумывайте свои сокращения, и поверьте, через пару недель вы будете читать их легко, скорее даже длинные слова вместо сокращений станут раздражать.
    Кстати! Если в разных предметах встречаются одинаковые сокращения или аббревиатуры – их можно различать с помощью точек или замены латинским шрифтом. Например: ОС – основные средства, О.С. – окружающая среда, а О.S. – операционная система.

    § 5. «А за деревом - дерево» (Туристская песня)
    Помните топографическую карту? Елочки, сосеночки, колодцы и мосты. А атлас по географии, с его черненькими треугольниками нефтяных месторождений и беленькими – газовых? Якорьки портов и скрещенные шпаги, отмечающие места битв в атласе по истории.
    Это собственно пиктограммы в чистом виде. Рисунки. Вы вольны придумать своих «пляшущих человечков» и дать им обозначения. Например: сердечко – любофф (а что же еще? В конспектах по зарубежной литературе Возрождения у меня этих сердец было навалом), пятиконечная звездочка – войска, якорек – флот; схематический рисунок танка (два огурчика со спичкой, торчащей из верхнего) – танковые войска. <) – «рассмотрим».
    Мой любимый, подсмотренный у знакомого – крест на могилке (такой махонький холмик с крестиком, выходящим из него) - СМЕРТЬ. (Тоже в конспектах по литературе. А со стрелкой, ведущей к этому значку – «умирать»)
    Короче, фантазируйте.

    ГЛАВА 3. «АБЗАЦ КОТУ ВАСЬКЕ!» или «ВАМ ЧИЗОВ ПОСЛАЙСАТЬ ИЛИ ОДНИМ ПИСОМ?»
    Выделение абзацами делает текст не просто «красивше», но и значительно облегчает процесс заучивания. Согласитесь, куда сложнее воспринимать сплошной текст, без разбивки на смысловые отрезки. Посему: разделяйте, ибо удачно проглотить один кусище за раз никому еще не удавалось.
    В рукописном тексте – раздолье. Пропустить клеточку или увеличить отступ – дело четверти секунды. А как потом удобно, э? В лекционном материале, как правило, новая мысль начинается через 2-3 предложения, и это надо помнить. Вот её и отделим абзацем, а совсем новую – выделим маркером: кляксочкой такой разноцветной. Вариант: раздел параграфа выделяется красной ручкой, новая мысля внутри раздела – зеленой, а мелочи всякие внутри мысли – жирной точкой того же цвета, что и текст. Вообще это дело вкуса, а он или Е или нет, как говорится в рекламе.
    Списки. Как часто в тексте встречаются различного рода перечисления! А редкий препод заострит ваше внимание на этом. Посему – учитесь слушать, а не просто бездумно записывать все подряд. (Кстати, умное слушание вообще есть главное правило конспектирования. Запомним это.)
    Допустим, препод по, скажем, экономике, говорит: «Рассмотрим функции страхования…» Что сие может значить? Правильно, Машенька, то, что сейчас последует перечисление этих самых функций. Шо мы делаем? Выделяем маркером или/и подчеркиванием слова «Функции страхования» и начинаем список, поставив, скажем, с новой строки маркер или дефис (или цифру 1, но я обычно ставлю цифры только там, где следует порядок перечисления и пункт 2 никак нельзя поменять местами с 4). Если препод быстро-быстро перечисляет три-четыре функции, то это может означать лишь то, что сейчас он объяснит смысл каждой. Поэтому можно не спешить, а записать лишь первую, например «Предупредительная» и после тире раскрыть её смысл. Затем записать таким же образом следующую («Контрольная»), потом следущую.
    Если классификация сложная, то обязательно не просто разбивать список разными маркерами и нумераторами, но и выделить это разной длиной абзацев для лучшего восприятия. Например:
    I. Текущие расходы:
    1. Расходы на товары и услуги
    · Зарплата
    — основная
    — дополнительная
    — компенсации
    — пенсионные взносы
    · Приобретение товаров и услуг
    — Продукты питания
    — медикаменты
    2. Субсидии
    II. Капитальные расходы
    ………
    Если есть поля – они тоже могут поспособствовать разбивке текста на смысловые части. На полях можно разместить всяческие пометки типа «NB», «sic!», «состав:», «Д/З» - помощь при дальнейшей работе с текстом конспекта.

    ГЛАВА 4. «КРАСНЫЕ В ГОРОДЕ!»
    Цвет – тоже отличный способ отделить важное от второстепенного. Написанное цветной ручкой концентрирует внимание, и потом, прочитав ТОЛЬКО написанное красным и зеленым, можно воссоздать в памяти скелет конспекта. Например, пишем заголовок темы красной ручкой. Параграфы и определения подчеркиваем красным. Им же обводим рамочки формул. Зеленый – для менее важных, но все же требующих внимания пунктов: смысловых частей, заголовков списков и просто важных мыслей.

    ГЛАВА 5. «РЕЗАТЬ, НЕ ДОЖИДАЯСЬ ПЕРИТОНИТА!»
    Устная речь лектора содержит много ненужных слов, которые большинство студиотов тщательно переносят в свои конспекты. Отсюда громоздкие конструкции типа: «Динамика группы представляет собой такой тип группового поведения, который складывается из индивидуальных стилей поведения». 14 слов и не самых коротких. А если так: «Динамика групп – складыв-ся из индивид. стилей повед-я»? В 2 раза меньше, а ни граммулечка смысла не потеряна. Вообще избегайте в своих конспектах длинных словосочетаний типа «представляет собой», «такие как»; и даже «это» можно заменить простым тире.
    Если в списке после наименования идет характеристика пункта, можно вообще покоцать массу слов. Например: «Экономическое направление региональной политики рассматривает задачи региональных экономических диспропорций, достижение экономического равновесия и имеет следующие составляющие: промышленную политику, аграрную политику и инвестиционную политику» Жуть, не правда ли? А ведь можно сократить:
    «Направления РП (сокращение РП вы уже ввели в начале параграфа):
    1. Экономич. - <) экон. диспропорции, →] экон. равнов-я. Составляющие: промышл., аграрн., ИН-я (ИН – «в обертке»)»
    Что характерно: все знают про такие способы, но пользуются ими единицы.

    ГЛАВА 5. «ИЩУ Ж. С В/О И Ч/Ю, БЕЗ Ж/П И М/П, МОЖНО С Ч/У»
    Резать текст можно и нужно, но вот КАК? Перед сессией подчас встает проблема: а как это прочитать и воспроизвести перед преподом? Называется «писать пишу, а читать в лавочку ношу». И дело не в почерке.
    Почему-то люди, доперевшие до необходимости сокращений, начинают сокращать не с того конца. В смысле – как раз таки с конца, обрубая все, кроме первых 3-5 букв. Это, дети мои, «не айс»! Ну как скажите, можно понять такое: «изл. напр. на погаш. гос. долга или сост. своб. ост. бюдж.»? То есть, можно, конечно, понять, что «излишек направляется на погашение государственного долга или составление свободных остатков бюджета». Но куда как понятнее выглядит такой вариант: «Изл-к напр-ся на погаш-е гос. долга или сост-е своб. ост-ков б-та».
    Окончания! Они покажут не только часть речи, но и дадут определиться с падежом, склонением и спряжением. Оставить без окончаний можно лишь прилагательные, потому что стоя рядом с понятными существительными, они не нуждаются в излишнем уточнении.
    Удобно отделять окончания от сокращенного корня дефисом, хотя кое-кто использует наклонную черту (/). Я не советую. (Черта есть гут, но только для отделения приставок и частиц «без», «для» или «между». Другие можете придумать сами. Например: «без этого» = «б/этого», «межрегиональный» = «м/региональн.», «для бюджета» = «д/б-та»)
    Поэтому – дефис, маленький наш помощник. Окончания, которые он отделяет:
    · Глагольные: «-ть», «-т», «-ла»
    · Существительные: «-ми», «-ния», «-е»
    · Причастные: «-щие», «-щихся». Можно оставить просто «-ющ.», и так понятно.
    То есть: «устройство» будет у нас не «устр.», а «устр-во»; «действительность» не «действ.», а «дейст-ть»; «проводится» не «провод.», а «пров-ся» и так далее.
    Форма слова помогает лучше понять сходу смысл написанного, а именно быстрое восстановление исходного текста при чтении – залог успеха. Поэтому не пожалейте микроскопических усилий и поставьте эти несчастные окончания.

    ЭПИЛОГ или «НЕТ ПРЕДЕЛА СОВЕРШЕНСТВУ».
    Вся вышеприведенная мудрость поколений студентов – лишь малая толика ВСЕЙ мудрости, заключенной в искусстве конспектирования. Но и эти крохи при должном освоении позволят вам увеличить скорость конспектирования лекций в 2-3 раза. А главное – лучше воспринимать свои конспекты в процессе заучивания.
    И наконец – САМОЕ ГЛАВНОЕ. Ты – не туповатая машина для записи под диктовку, а творец, создатель. Такой же, как и автор учебника или преподаватель. Если ты дорожишь своим временем и желаешь посвятить как можно больше свободных от лекций часов себе любимому или другим, не менее любимым, - тогда постарайся, чтобы шесть часов на парах стали именно процессом обучения, а не потраченным зря временем. Прогоняй информацию через свой мозг, отсекай лишнее, выделяй главное и ликвидируй второстепенное – и ты получишь Идеальный Конспект.

    УДАЧИ!
    "Красиво же, корреспондент! Двенадцать лошадей по небу летят. Суровое зрелище, хотя и нелепое." (Конюх Федоров)

  2. #2
    Группа удаления Аватар для primcessa
    Регистрация
    17.07.2006
    Адрес
    Беларусь
    Сообщений
    217
    Спасибо
    я - 0; мне - 0
    Gordo,
    спасибо, буду применять на практике

  3. #3
    Фанат Симс
      Симс2-модельер. Зима 2007: карнавальные наряды для девочек
    Аватар для Deep Sin
    Регистрация
    15.06.2006
    Сообщений
    2,000
    Записей в блоге
    2
    Спасибо
    я - 223; мне - 310
    спасибо большое) хорошо бы темку эту наверх вывесить

  4. #4
    Легенда miXei.ru, "Почетный реальщик 2008", Лучший путешественник miXei.ru. Осень 2008
      "The Best Plant" Award 2004, "The Best Carnival Pet" Award Winter 2006, Лучший Путешественник miXei.ru. Зима 2007, Лучший модератор раздела "Отдых" 2007, Лучший модератор раздела "Наука и Образование" 2007, "Мафия 8: Статский советник", Лучший путешественник miXei.ru. Осень 2007, "Самый активный автор: Июль 2007, Сентябрь 2007, Декабрь 2007, Март 2008, Июль 2008", "Фклеточку I", Самый полезный участник раздела "Кино и Телевидение" 2008, Лучший старший модератор miXei.ru 2008, "За вклад в развитие форума 2008", Душка форума 2008
    Аватар для Леонсия
    Регистрация
    27.07.2003
    Адрес
    Москва
    Сообщений
    4,388
    Записей в блоге
    22
    Спасибо
    я - 3; мне - 124
    Спасибо. Очень полезная вещь, я вечно не успеваю записывать и переспрашиваю.
    Меня здесь уже очень давно по сути нет.

    Искать можно ниже:

    БлогЖЖ о кино и книгахДайри

  5. #5
    Группа удаления Аватар для ~Frau Nebel~
    Регистрация
    29.09.2003
    Адрес
    зона критического риска
    Сообщений
    537
    Спасибо
    я - 0; мне - 2
    Полезно. Но я пишу достаточно быстро и обычно вообще не сокращаю. Да и тем более многое в лекции записывать вообще не стоит)

    Der letzte Kuss ist so lang her
    Der letzte Kuss...
    Er erinnert sich nicht mehr.

  6. #6
    Футбольный болельщик
    Почетный реальщик 2008
      Реальный Октябренок 2006, Самый полезный участник раздела "Спорт" 2007
    Аватар для Аннушка
    Регистрация
    26.05.2006
    Адрес
    Санкт-Петербург
    Сообщений
    1,127
    Спасибо
    я - 6; мне - 7
    Gordo
    Спасибо а такие подробности да еще и по пунктам. Кстати, прочитав выше написанное, проверила по себе, что сама в практике дошла до пунктов 3, 5, 6, плюс у меня есть свой собственный способ написания слов - лишние палочки в такий буквах, как "ш", "и", , "н", если они стоят рядом , я просто опускаю, слово сокращается, но его смысл остается.
    Я нашла самое дорогое сокровище для меня во всем мире - я нашла Тебя

  7. #7
    Писатель
    "Проза, осень 2008. Позднее некуда. Серебро. Выбор участников"
      Самый полезный участник раздела "Наука и Образование" 2007, Мастер афоризма, "Чужой взгляд. Золото . Выбор жюри", "Импровизация в прозе. II место. Выбор читателей. Зима 2008", "Проза, осень 2008. Позднее некуда. Бронза. Выбор жюри" "Проза 2011. Серебро. Выбор жюри."
    Аватар для Gordo
    Регистрация
    23.08.2006
    Сообщений
    855
    Записей в блоге
    35
    Спасибо
    я - 56; мне - 37
    Душевно рад за тех, кому пригодилось написанное мной выше. Вот еще несколько советов, которые, пожалуй, не стану оформлять "красивым штилем". Главное ведь - суть.

    1.Сокращение записи за счет использования контекста.
    Как это? А так: всегда есть целые словослчетания, которые в любом случае легко восстанавливаются по контексту. Допустим. лектор рассказывает о уставном капитале на предприятии. Что тут можно сделать?
    Во-первых, сразу, в заголовке, ввести сокращение УК - уставный капитал. Далее - при описании состава, назначения, формирования это словосочетание следует испльзовать даже в виде аббревиатуры крайне редко, ибо ну ведь ёжику понятно, что, прочитав в своем конспекте слово "Назначение" и ряд пунктов после него, вы без труда просечете, что тут говорится про назначение именно собственного капитала, а ни какого другого. Весь раздел про СК - значит и пункты тоже о нем,родимом.

    Далее. Можно удалить ту часть словосочетания, которая дублирует другую его часть. Например, при сравнении характеристик крыла самолета и ротора вертолета при записи уточняющие слова "самолета" и "вертолета" убираются, так как и так ясно, к какому виду летательного аппарата относятся.

    Существует такое понятие как "макроконтекст". То есть в любом случае слушателю известны какие-либо факты, например,даты. И когда лектор,скажем, раз за разом упоминает период начала Великой Отечественной войны, то вместо громоздкого словосочетания можно просто написать "1941 г." Макроконтекст зависит сугубо от возраста, образованости,начитанност пишущего, так что вы должны сами определять, что записать полной фразой, а что - лишь двумя словами упоминания. Это сродни закладке в вашей памяти, ассоциации,если хотите.

    2. Активное использование синонимов. Например "в состав (...) входят" легче записать как "(...) включает". "Необходимо" и "нужно" - как "надо"."Только", "исключительно" - "лишь". Практически у любого слова есть синоним с в 2 раза меньшим количеством букв. Конечно, это требует быстроты мышления, но никто и не говорит, что надо зацикливаться лишь на этом способе сокращения, но использовать надо все, что помогает увеличить скорость записи и "читабельность" конспекта в дальнейшем.

    3. Замена громоздких словосочетаний кратчайшими. Я уже говорил про "представляет собой", "являются", "такие как". Подобные фразы без ущерба для смысла заменяются простым тире.

    4.Прогонозирование фразы. Про это уже говорилось, но повторю. Если начинается характеристика какого-то объекта или явления, то можно по опыту предыдущих лекций понять, что нас ждет разврнутое описание пунктов. Посему начинаем делать список с маркерами, вводим сокращения. Схема - кажется, это долго и трудно. Но на самом деле дифференциация описываемых объектов станет более наглядной, если представить ее в виде простенькой графической схемки. Например, от слов "типы локальных сетей" (или просто "ЛС", ввод сокращения часто встречающегося сочетания как еще одна разновидность прогнозирования) разводим несколько стрелочек вниз, ведущих к видам сетей. Получается такая "вилка", дающая наглядное представление о видах локальных сетей:
    ЛС
    "звезда"-----------------"шина"------------------"кольцо"

    Или вместо вилки,идущей вниз, поставить фигурную скобку:
    двигатели
    электромашины
    генераторы
    Разумеется, прогнозирование возможно лишь при наличии определенного макроконтекста, то есть вы уже слушали этого препода, этот предмет, и примерные принципы классификации знаете.

    5.Библиотека как обучающая площадка.
    Действительно, лекция ставит слишком жесткие условия: скорость диктовки порой не позволяет новичку оценить, какой способ сокращения в настоящий момент более уместен. Конспектирование текстов в библиотеке ограничено лишь вашей усидчивостью и режимом работы самой библиотеки. Вот где можно поучиться умному чтению, вычленению главных мыслей и отсечению второстепенных, попрактиковаться в применении сокращений, кванторов, оформлении списков.
    Помните, лишь в редких случаях вам нужен неприкосновенный текст, по большей части ваша цель - уловить смысл и перенести его в конспект. То есть - понять написанное. И - обеспечить запоминаемость. Поэтому длиннющие фразы перед сессией способствуют общему отупению: "мать моя, да как это можно запомнить?!". А мнемоничная (обеспечивающая запоминание) запись - наглядная,краткая и точно передающая смысл - легче впечатывается в память.
    "Красиво же, корреспондент! Двенадцать лошадей по небу летят. Суровое зрелище, хотя и нелепое." (Конюх Федоров)

  8. #8
    Писатель
    "Проза, осень 2008. Позднее некуда. Серебро. Выбор участников"
      Самый полезный участник раздела "Наука и Образование" 2007, Мастер афоризма, "Чужой взгляд. Золото . Выбор жюри", "Импровизация в прозе. II место. Выбор читателей. Зима 2008", "Проза, осень 2008. Позднее некуда. Бронза. Выбор жюри" "Проза 2011. Серебро. Выбор жюри."
    Аватар для Gordo
    Регистрация
    23.08.2006
    Сообщений
    855
    Записей в блоге
    35
    Спасибо
    я - 56; мне - 37

    Приложения

    Поскольку в первой части кое-что могло показаться невнятным в силу невозможности найти соответствующий символ в виндоусосвкой таблице символов, то продублирую часть кванторов и пиктограмм в графическом варианте.

    Кстати, те, кто изучает другие дисциплины - делитесь предложениями в этой теме: какие термины в ваших курсах можно перевести в вид символов. Также - составьте список сокращений. Очень возможно, что кому-то это очень и очень пригодится!
    Пиктограммы и кванторы

    "Буквы в обертке"
    Последний раз редактировалось Дюкаша; 26.05.2022 в 20:04.
    "Красиво же, корреспондент! Двенадцать лошадей по небу летят. Суровое зрелище, хотя и нелепое." (Конюх Федоров)

  9. #9
    Модератор
    "Мистер форума" Зима 2009, "Мистер форума" Осень 2009
      "Новичок 2007", Самый полезный участник раздела "Творчество" 2007, Кинокритик 2007, "Мистер форума" Осень 2009 , "Мистер форума" Зима 2009, Лучший блоггер miXei.ru 2009
    Аватар для Gobblin
    Регистрация
    11.01.2007
    Адрес
    Россия
    Сообщений
    2,642
    Записей в блоге
    85
    Спасибо
    я - 42; мне - 199
    Gordo
    Камрад, всяческий респект и уважение. Сохраню и распечатаю. Тебе бы самому впору в педагоги податься, без шуток.
    Я злоязычный! Даже справка есть
    Почетный иезуит
    Гобблинские легенды
    Фэнтези

  10. #10
    Группа удаления Аватар для Orange Mandarinka
    Регистрация
    11.01.2007
    Адрес
    Луна
    Сообщений
    226
    Спасибо
    я - 2; мне - 5
    Полезно, спасибо)
    Если ты рождён без крыльев, не мешай им расти.
    (Коко Шанель)

    [Sims-Art Истории]

  11. #11
    Модератор
      "Лучший модератор раздела Игры 2004"
    Аватар для SkaarjD
    Регистрация
    02.08.2001
    Адрес
    где-то...
    Сообщений
    1,678
    Спасибо
    я - 1; мне - 53
    Главный навык учащегося - умение усваивать информацию. А уж как вы ее усвоили - конспектируя, просто послушав да "схватив налету", изучив самостоятельно или запомнив с первого раза в ночь перед экзаменом - дело десятое.
    "I never asked for this".
    (c) Adam Jensen

  12. #12
    Писатель
    Приз симпатий форумчан 2010 (Душка форума)
      Самый полезный участник раздела "Отношения" 2008, Самый полезный участник раздела "Жизнь" 2008, Лучший модератор раздела "Искусство и Литература" 2008, Самый полезный участник раздела "Человек и Общество" 2009, Самый полезный участник раздела "Отношения" 2009, Самый полезный участник раздела "Стиль, Мода, Красота" 2009, Самый полезный участник раздела "Общий" 2009, За вклад в развитие форума 2009, Душка форума 2009, Лучший блоггер miXei.RU 2009,"Мисс форума" Осень 2009, Лучший модератор раздела "Жизнь" 2009
    Аватар для Nobody
    Регистрация
    17.05.2007
    Адрес
    Nwr
    Сообщений
    11,006
    Записей в блоге
    171
    Спасибо
    я - 1,316; мне - 689
    Цитата Сообщение от SkaarjD
    Главный навык учащегося - умение усваивать информацию.
    Совершенно верно!
    Вот я на лекциях обычно стенографировала - мне так удобнее.
    Но мануал действительно хороший

  13. #13
    Группа удаления
    Регистрация
    10.06.2008
    Сообщений
    784
    Спасибо
    я - 0; мне - 0
    да зачем надо конспекты писать
    это писали в каменном веке, а теперь есть ксерокс

  14. #14
    Легенда miXei.ru, "Почетный реальщик 2008", Лучший путешественник miXei.ru. Осень 2008
      "The Best Plant" Award 2004, "The Best Carnival Pet" Award Winter 2006, Лучший Путешественник miXei.ru. Зима 2007, Лучший модератор раздела "Отдых" 2007, Лучший модератор раздела "Наука и Образование" 2007, "Мафия 8: Статский советник", Лучший путешественник miXei.ru. Осень 2007, "Самый активный автор: Июль 2007, Сентябрь 2007, Декабрь 2007, Март 2008, Июль 2008", "Фклеточку I", Самый полезный участник раздела "Кино и Телевидение" 2008, Лучший старший модератор miXei.ru 2008, "За вклад в развитие форума 2008", Душка форума 2008
    Аватар для Леонсия
    Регистрация
    27.07.2003
    Адрес
    Москва
    Сообщений
    4,388
    Записей в блоге
    22
    Спасибо
    я - 3; мне - 124
    Цитата Сообщение от Arleanna
    это писали в каменном веке, а теперь есть ксерокс
    Для того, чтобы было, ЧТО ксерить, хоть кто-то ведь должен писать?
    К тому же, когда пишешь, лучше запоминаешь.
    Меня здесь уже очень давно по сути нет.

    Искать можно ниже:

    БлогЖЖ о кино и книгахДайри

  15. #15
    Участник
      Народный модератор раздела "Человек и Общество" 2008, Лучший модератор раздела "Человек и Общество" 2009
    Аватар для Jaratar
    Регистрация
    14.08.2006
    Адрес
    Россия
    Сообщений
    485
    Спасибо
    я - 49; мне - 55
    Очень полезно. Я где-то сталкивался с книжечкой целой, в которой похоже описывались методы правильного конспекта.

    Умение конспектировать - очень полезно. Ведь полностью всё выучить очень сложно - конспектирование в этом плане помогает умению усваивать именно нужную информацию.

    Ещё здорово, если при этом почерк аккуратный и разборчивый.
    If there were no clouds, we should not enjoy the Sun

Страница 1 из 2 12 ПоследняяПоследняя

Ваши права

  • Вы не можете создавать новые темы
  • Вы не можете отвечать в темах
  • Вы не можете прикреплять вложения
  • Вы не можете редактировать свои сообщения
  •